Ощущение дворцового шика по русски
Зачастую получается так, что, когда люди снимают квартиру посуточно в Новосибирске, они не вполне представляют, в каком интерьере им хотелось бы жить. Окончательные понятия об идеальной квартире и желаемом уровне комфорта складываются постепенно, по мере того как изящные линии набросанного архитектором эскиза воплощаются в реальность, обрастают камнем и металлом. Это вполне обычная ситуация. Однако для автора проекта элитных квартир каждый раз оказывается своеобразным вызовом его профессионализму и мастерству. Ведь одно дело создавать цельный ансамбль с заранее известными характеристиками, и другое — умудряться учитывать изменяющиеся требования клиентов и перекраивать концепцию (иногда радикально) по мере того, как продвигается работа. Первое достаточно несложно, для того чтобы справиться со вторым и не превратить квартиру и интерьер в хаотичное нагромождение стилей и приемов, требуется огромный опыт, вкус и чувство меры.
Архитектор Анастасия Сабина (учавствовала в проекте по ремонту квартиры на красном проспекте 94/2) обладает всеми этими качествами. Многолетний опыт работы, умение просчитывать эмоциональное и эстетическое воздействие каждой детали позволили ей превосходно справиться с созданием интерьера в стиле ампир во вполне современном здании. Идея ампирных декораций пришла к заказчикам уже после того, как был спланирован проект и подготовалена квартира. Естественно, декор получился осовремененным, с оттенком эклектики — это своего рода вариации на заданную клиентами тему, но никоим образом не попытка создать безупречную стилизацию. От подобного, слегка ироничного подхода интерьер только выиграл. Эклектичный осовремененный ампир оказался куда более уютным, элегантным и, если можно так выразиться, «человечным», нежели истинный исторический стиль. Это очень легко объяснимо. Каноничный ампир представляет собой очень мощный и помпезный дворцовый антураж, который не вполне совместим по масштабу с современным (около 400 кв. м) частным особняком и невысокими (около 3 м) помещениями. А вот свободное использование в комплексе с новейшими технологиями и материалами характерных для ампира форм и приемов, насыщенных цветов и богатых фактур способно, как мы видим на примере этого проекта, дать очень интересный, запоминающийся результат. В этой квартире помимо двух жилых этажей предусмотрен еще один, технический, расположенный в цоколе. Он позволил вынести на отдельный уровень хозяйственные, вспомогательные помещения типа бойлерной и прачечной и дополнительные, не посещаемые каждый день функциональные зоны (домашний кинотеатр, тренажерный зал) и, следовательно, избежать избыточной сложности планировки, сделать предельно легким и эргономичным зонирование жилых этажей. В остальном планировка вполне канонична для коттеджа на посуточную аренду: на первом этаже находятся гостиная, кухня-столовая, зимний сад, бассейн, сауна с душевой и хозяйская спальня. На втором — апартаменты членов семьи с примыкающими к ним санузлами и гардеробными.
Несмотря на то, что «развлекательные» помещения, такие как бильярдная или кинотеатр, отделены от гостевой зоны первого этажа, их отделка и обстановка продуманы до мелочей и решены в том же ключе, что и остальной интерьер. При этом учтены объективные различия между уровнями. Из-за более низких потолков в бильярдной, например, ограничились строгими рельефными карнизами и не использовали лепные розетки, которые так украшают гостиную и спальни.
Кстати, о лепнине. По задумке Анастасии Сабиной, именно она стала одним из основных украшений интерьера квартиры. Выбранный стиль требовал традиционного подхода к этому классическому элементу декора — никаких пенополиуретановых штамповок, только натуральный гипс и ручная работа. Стандартные для ампира розетки, обрамляющие места крепления люстр, родились в те времена, когда в ходу были свечи, а не электрические лампы, и основания потолочных светильников были намного уже, нежели современные. Классические варианты декора пришлось переосмыслять, создавая орнаменты, соответствующие выбранным светильникам. Однако мало нарисовать красивую вещь, нужно еще найти мастеров, которые смогут изготовить ее так, как надо. Для воплощения в жизнь собственных эскизов автор проекта пригласила Новосибирских специалистов, с которыми уже был опыт подобной совместной работы. Сотрудничество оказалось удачным — потолки превратились в произведение искусства. Поражает разнообразие их декора. И речь не только о строгих кессонах в холле и над лестницей, гармоничных карнизах и сложных, прихотливых, словно снежинки, розетках в спальнях, гостиной и столовой. Если приглядеться, можно заметить, что примитивного белого цвета архитектор не использовала нигде. Потолки в каждом помещении едва заметно тонированы в гармонирующий с его общим колористическим решением оттенок. Там, где это уместно, едва уловимый тон превращается в мощный цветовой аккорд — таков натяжной потолок над бассейном, украшенный росписью, имитирующей облачное летнее небо. Еще один яркий элемент — колонны, обрамляющие проем между кухней-столовой и гостиной.
Профессиональное внимание к мелочам и чувство стиля позволили автору проекта успешно адаптировать характерные для ампира пышность и монументальность к современным масштабам жилого интерьера. Ампирная выверенность пропорций и четкость планировки, как выяснилось, очень выгодно преобразуют даже относительно небольшую площадь. Светлые тона и элегантная форма выбранной для этой квартиры мебели заставляют помещения казаться очень просторными, наполненными светом и воздухом. Сочетание позолоты и дерева, окрашенного в тона слоновой кости и сливок, — вечная, не выходящая из моды классика. В холле и бильярдной светлые оттенки сменяются темными, что создает приятный контраст. Архитектору удалось ограничиться минимумом предметов меблировки и аксессуаров. По сути, в каждой зоне этого интерьера наличествует только та мебель, которая определяет функцию комнаты, без которой обойтись решительно невозможно: спальня без кровати или столовая без обеденной группы теряют всякий смысл. Столь аскетический подход к меблировке напоминает принципы буддистских монахов, считавших, что если без какой-то вещи человек способен обойтись два дня подряд, то значит она и вовсе ему не нужна. Тем не менее ни о каком минимализме или спартанской лаконичности речь не идет, небольшой особняк оставляет впечатление роскошного, богато украшенного палаццо.
Ощущение дворцового шика возникает буквально с порога.
Этот эффект неслучаен, поскольку на него работают не отдельные элементы, а весь декор помещений. Потолки тонированы и украшены лепниной, напольное покрытие также крайне разнообразно (от плитки, уложенной простым геометрическим узором в холле, до изысканного паркета с инкрустированным бордюром в спальнях). Стены везде, от холла до ванной хозяев, отделаны разнообразными обоями интересных, насыщенных цветов со сложным, переплетающимся орнаментом и тиснением. Столь же разнообразен и подчеркнуто декоративен текстиль. Тюль, вуаль, плотные портьерные ткани — все это призвано не столько закрывать окна, сколько украшать интерьер, превращать спальню в королевский будуар с великолепным ложем и симпатичным туалетным столиком в эркере за изголовьем, а гостиную с камином — в тронный зал.
Для усиления желаемого эффекта архитектор смело использует все, вплоть до хобби хозяйки квартиры. Так, ее коллекция фарфора размещенная в парных шкафах-витринах по обе стороны каминного портала, превращается в центральное украшение гостиной, яркий декоративный элемент, а заодно и придает вполне функциональному, уютному и светлому помещению некую музейную, отстраненную, строгую торжественность.
И все-таки в этом интерьере немало и современных нот. Кое-где они звучат намеренно иронично, например, когда в душевой появляется совершенно современный полотенцесушитель (в отличие от стилизованного под ретро в ванной) четкой геометрической формы, сияющий позолотой. Кое-где классикой жертвуют в пользу современного стиля ради его функциональности и практичности. Как известно, для классического интерьера характерно подчеркнуто строгое разделение функциональных зон. Разнообразные «гибриды» наподобие объединенной кухни-столовой здесь не приветствуются, это — сугубо современное изобретение. Но ведь удобно же! Так между шикарной столовой в эркере и рабочей частью кухни появляется зона для завтрака с высокими табуретами и столом-островом, где удобно выпить чаю или кофе, перекусить без излишних церемоний, поболтать тет-а-тет.
Можно сказать, что этот проект является удачной попыткой приблизить ампир к современности, перенести исторический стиль, складывавшийся в эпоху, когда для комфортабельной поездки за сто километров от квартиры требовался не один день, в мир высоких скоростей, где на подобное предприятие хватает и получаса. Для того чтобы такое «путешествие во времени» воспринималось естественно, а созданный для него антураж получился уютным, понадобилось превратить реально существующий исторический стиль в эклектичную поэтическую фантазию на его тему. И как часто бывает, она во многом превзошла реальность, по крайней мере по эргономичности и уровню комфорта, который, как ни крути, в современной версии ампира на голову выше.
Материал подготовлен нашим экспертом Ириной Голубевой, специально для kvartirusdam.ru