
Что такое гостеприимство в гостинице
ГОСТЕПРИИМСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Аренда квартир посуточно непременно связана с таким понятием, как гостиприимство и гостиничный сервис, без понимания основ невозможно оказать качественные и востребованные услуги.
Посуточная аренда или гостиничное хозяйство – это динамично развивающаяся отрасль современной туриндустрии. Развитие туризма невозможно без наличия современной, комфортабельной, удовлетворяющей потребности туристов гостиничной базы. В связи с этим особое значение приобретают вопросы подготовки специалистов в сфере гостиничного дела.
Гостиничный сервис является одним из видов сервисной деятельности. Особенности его связаны с тем, что он опирается на принципы гостеприимства.
Гостеприимство – это радушие в приеме и угощении посетителей, «странноприимство» (В.И. Даль). Возникнув на ранних стадиях истории человечества как социальный институт, обеспечивающий защиту, прием и заботу вне дома, гостеприимство постепенно превратилось в выгодную и нужную обществу коммерческую сферу деятельности, такую как, оказание услуг посуточной ареды квартир, гостиниц и хостелов.
В XX веке с усложнением темпа жизни, с развитием общества потребления изменилась и концепция отеля, который из средства размещения и питания превратился в современный центр досуга, развлечения, оздоровления, проведения деловых встреч. Современное гостиничное предприятие удовлетворяет различные социально- культурные потребности клиента: потребность в получении информации удовлетворяется предоставлением доступа к интернету, телевидению, радио; потребности в рекреации и развлечении – наличием SPA-зоны, анимационными программами; потребности в получении необычных, ярких впечатлений – появлением нетрадиционных средств размещения, разнообразным ассортиментом дополнительных услуг и пр.
В настоящее время понятие "гостеприимство" в гостиницах и квартирнных бюро имеет высокую социальную значимость и играет важную роль в межкультурном общении. Несмотря на этническое разнообразие проявлений гостеприимства в различных культурах, основные черты его неизменны и едины для всех народов. Задача данного параграфа – обозначить общие структурные черты гостеприимства.
В различных толкованиях гостеприимства авторы делают акцент, с одной стороны, на "качество характера и поведения человека, отличающегося радушием и хлебосольством, любящего принимать, угощать гостей" , тем самым сужая суть данного понятия, с другой стороны, рассматривают его как "широкий набор видов бизнеса, каждый из которых связан с обслуживанием людей, находящихся вне дома". Данные толкования демонстрируют полярность взглядов на понимание феномена гостеприимства в гостинице и квартиром бюро и не отражают его социокультурной специфики.
В качестве рабочего определения, наиболее ёмко характеризующее феномен гостеприимства, приведем следующее:
"гостеприимство – это универсально обеспечивающий гостю прием и заботу".
Этимология слова "гостеприимство" (лат. hospitium, hospitalitas) восходит к общеиндоевропейскому корню и связана с родственными понятиями hospes/hostis. Тогда этим словом называли "врага", "чужого человека", "чужеземца, нарушающего границы". Прямой потомок латинского "врага", французское hotel – "постоялый двор", "гостиница", сегодня сюда можно добавить и квартирное бюро.
Термин "гостеприимство" происходит от старофранцузского слова "hospis", что означает странноприимный дом. Слово "гостеприимство" проявляется в самых разных языках. В немецком языке – die Gastfreundschaft, в готском языке – gasts. В древнерусском, а также в церковно-славянском языке оно обозначает "гостя" и образовано из двух корней: "гость" и "принимать". Равным по своему значению в латинском языке слову hospitium в греческом языке является слово ксенос – ζένος (гость, чужеземец), ксения – ξενι'α (гостеприимство). Наличие общеиндоевропейского hostis в латинском, германских и славянских языках свидетельствует о том, что и в древности гостеприимство представляло собой институт международный.
Этимология слова hospitium отражает представления древнего человека об окружающем мире, разделенного на две противоположные сферы – "чужую" и "свою". Со временем чужеземец стал восприниматься не как враг, а как лицо, прибывающее из-за границы. Анализ содержания понятия "гостеприимство", приведённый авторами толковых словарей русского языка позволил заключить, что в русском языке гостеприимство понимается как "радушное отношение к гостям", "любезный приём гостей, хлебосольство", то есть гостеприимство понимается как .
1. качество характера человека; как процесс, включающий "приём, угощение, развлечение гостей"
2. как "собирательное понятие, которое соотносится с разнородной совокупностью предметов и понятий различного типа", обозначающих радушие, хлебосольство, приверженность традициям, типы еды и питья – и представляет собой знаковое образование.
Гостеприимство в гостинице – феномен кросскультурный и трансисторический. Основы гостеприимства стали зарождаться в первобытном обществе при совместном использовании членами разных племен охотничьих и собирательных угодий в целях обеспечения взаимной безопасности. В условиях учащенный межплеменных конфликтов, такая безопасность была настоятельно необходимой. Значение гостеприимства для межплеменного обмена отражено в древнерусском слове "гость", имеющего также значение "купец".
Правовой кодекс и этикет гостеприимства, предписывающий предоставлять любому гостю кров и пищу, заботится о нём, выполнять все его просьбы, мстить за ущерб его личности и имуществу характерен для многих народов древности. Так, у арабских кочевников, прикоснувшийся к шатру, становился гостем и оставался им на протяжении трех суток, после чего лишался прав гости и, если не обзаводился хозяином, мог быть ограблен и убит.
В Древнем мире гостеприимство часто принимало черты международного правового института защиты чужаков-торговцев. Наиболее известны древнегреческая проксения (др.-гр. προ – за, в защиту, в интересах, от имении ξενος – чужестранец, иноземец). Это "своеобразное соглашение о гостеприимстве между государством и частным лицом – гражданином другого государства, по которому данное лицо принимало на себя защиту интересов иностранного государства, оказание покровительства его гражданам на своей родине.
В свою очередь, государство за оказываемые услуги предоставляло лицу (проксену) различные права и привилегии в своей стране". Об отношении греков к проксении и соблюдению связанных с нею обязательствах можно судить по тому факту, что божественным покровителем гостеприимства считался верховный бог Зевс, который среди многих других своих прозвищ имел также прозвище Зевс-Ксений (гостеприимец).
Индустрия приёма - Часть вторая
Цель гостеприимства - Часть третья