Индустрия приёма - часть 2
ГОСТЕПРИИМСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
По мере преображения античного мира под влиянием колонизации, на фоне расцвета путешествий и торговли, "добродетельная" составляющая гостеприимства постепенно отодвигалась на второй план, все более явно стали появляться прагматические основания для гостеприимного отношения к чужестранцу, а именно – надежда встретить ответный радушный прием.
В Средние века гостеприимство приобрело другую функцию – повинность нижестоящих определенное время содержать вышестоящих и их гостей. Например, на Северном Кавказе феодально-зависимые крестьяне кормили и обслуживали челядь гостя своего феодала, а сами феодалы подолгу гостили у вассалов. Развитие путешествий стимулировало оформление гостеприимства как социального института, сначала как церковного (создание "странноприимных домов" – хосписов), а позже как торгового (индустрия приёма) в гостиницах и квартирных бюро.
В современную эпоху гостеприимство гостиниц или при аренде квартир посуточно не имеет правовой регламентации, и подход к нему часто существенно различается. Скажем, усельские жители радушно примут нежданного гостя, горожане же – только званного на определенное время. Однако в целом требование заботы о госте прочно удерживается всеми народами как одна из ценнейших традиций повседневной культуры.
Говоря о причинах становления феномена гостеприимства, американский исследователь Дж.Уокер полагает, что "для того, чтобы выжить в разомкнутом мире, он (человек ) должен либо уничтожить их (иноплеменников) всех, либо стать "своим среди чужих", то есть быть допущенным к временному пребыванию в этом пространстве теми, для которых оно является замкнутым, и даже получить их поддержку и помощь в обмен на гарантию такого же отношения к себе, когда они окажутся на вашей территории. Это и есть ничто иное, как гостеприимство".
Лингвист Бенвенист, проследив эволюцию терминов, относящихся к гостеприимству в древних обществах, приходит к выводу, что в гостеприимстве можно выделить два основополагающих компонента: обмен дарами и опасность, которую несет с собой гость. Таким образом, гостеприимство призвано решать две задачи: сплочения с "чужим" и защиты от "чужого". Итак, гостеприимство как один из древнейших социальных институтов эволюционировал, пройдя путь от гостеприимства как философии взаимности к гостеприимству как гостиничному сервису за вознаграждение.
Рассмотрев этимологию понятия гостеприимства аренды квартир и отелей, сделав краткий исторический экскурс, перейдем к воссозданию архетипичной структуры обрядов, связанных с институтом гостеприимства. По представлениям человека традиционной культуры мир делится на две сферы: "свое" и "чужое". Поселение человека – это центр мироздания, известное, освоенное, структурированное пространство, профанный мир. Поселение гостя в посуточных квартирах или номерах гостиниц – это мир "чужой", неосвоенный, неизвестный, иной, мир другого измерения, а именно – сакральный мир.
"Сакральное не сакрально само по себе, – пишет А. ван Геннеп, – но может оказаться таковым в определенных ситуациях. Человек, который живет в своем доме, в своем клане, живет в светском мире (профаном), но как только он отправляется в путешествие и оказывается в качестве чужака вблизи неизвестного лагеря, то оказывается уже в сфере сакрального". Так, в традиционной культуре, гость рассматривается как "лицо, соединяющее сферы "своего" и "чужого" (дороги и дома – А.В.), как объект сакрализации и почитания, представитель "иного" мира". Всемирно известный антрополог, религиовед, этнолог, автор 12-томного труда "Золотая ветвь", посвященного изучению первобытной магии, религиозным верованиям и обычаям разных народов, Джеймс Фрезер полагал что, "чужеземцы для большого числа народов являются существами сакральными, наделенными сверхъестественно благотворной или вредоносной магически-религиозной потенцией".
В связи с этим чужаков боялись как неких существ, наделенных могуществом и силой, которые легко могут навредить. Поэтому во всех культурах стали складываться определенные ритуалы, представлявшие меры магической защиты от возможных чуждых влияний, и обряды по приему иноплеменников, превращающих "чужого" в "гостя". В ритуале гостеприимства к гостю относятся как к сакральной фигуре. Сакральностью гостя обусловлен целый ряд деталей гостеприимства, например, не принято расспрашивать путника (кто, куда, зачем). Гость вправе рассказать, но может так и уехать, даже не назвавшись. Ритуал гостеприимства организован таким образом, чтобы полностью подчинить гостя своему сценарию, вне зависимости от того, кем именно он является.
Вспомним русские народные сказки, где Иванушка говорит Бабе-Яге: "Сначала накорми, напои, в баньку своди, а уж потом и расспрашивай". По мнению, Т.Б. Щепанской, статус гостя (пришельца) "определяется соотношением двух стратегий:
во-первых, его адаптации – перехода в домашнюю систему социальной регуляции, на положение "своего";
во-вторых – стратегии отторжения – изгнания, физического насилия или просто социальной изоляции".
Стратегия адаптации реализовывалась через практики гостьбы и постоя, воплощалась в ритуалах встречи и гостеприимства. Стратегия отчуждения основана на сохранении представлений о неполной принадлежности гостя к человеческому миру, связи с потусторонними (нечистая сила, покойные родственники) или небесными (святые, Бог) силами. В соответствии с данными представлениями можно выделить три группы статусных позиций, в основе которых понятия гостьбы/постоя (статусы гостя и постояльца), магической силы (статусы колдуна, знахаря и лешего/кикморы), Бога (нищий, странник, паломник, старец-пророк, странствующий святой). В работе Т.Б. Щепанской "Культура дороги в русской мифоритаульной традиции XIX-XX вв." представлено описание всех групп, наше же внимание будет сосредоточено на первой.
Обряды встречи и гостеприимства включали в себя ряд последовательных действий, порядок осуществления которых строго соблюдался: "остановка, ожидание, переход, вход, включение". Система обязательных ритуалов, связанных с изменением статуса индивидуума, подробно описана в работе этнографа Арнольда Геннепа "Обряды перехода" (1909) и названа обрядом перехода. Полная схема такого обряда, по Геннепу, состоит из трех общих стадий: отделения, промежутка, включения (обряды "прелиминарные", "лиминарные", "постлиминарные"). Проследим данную последовательность на примере института гостеприимства.
Сложная обрядность гостеприимства имеет следующую структуру:
1. прелиминарные обряды – отделение гостя от прежнего мира (отделение);
2. лиминарные обряды – гость уже не принадлежит своему пространству, но он еще и не часть принимающего его сообщества (переход, промежуток);
3. постлиминарные обряды – приобщение, включение иноземца в новый мир, после чего он должен восприниматься как "свой" (включение);
4. сублиминарные обряды – вывод гостя из "своего" пространства и проводы его обратно в "чужой" мир (исход).
Что такое гостеприимство в гостинице - Часть первая
Цель гостеприимства - Часть третья