Индустрия приёма - часть 2
 

Индустрия приёма - часть 2

ГОСТЕПРИИМСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА


По  мере  преображения античного мира под влиянием колонизации, на фоне расцвета путешествий и торговли,  "добродетельная"  составляющая  гостеприимства постепенно отодвигалась на  второй  план,  все  более  явно  стали  появляться прагматические основания для гостеприимного отношения к чужестранцу, а именно – надежда встретить ответный радушный прием.

В Средние  века  гостеприимство приобрело  другую  функцию  – повинность нижестоящих определенное время содержать вышестоящих и их  гостей.  Например, на  Северном  Кавказе  феодально-зависимые крестьяне  кормили  и  обслуживали  челядь  гостя  своего  феодала,  а  сами феодалы  подолгу  гостили  у  вассалов.  Развитие  путешествий стимулировало  оформление  гостеприимства  как  социального  института, сначала как церковного (создание "странноприимных домов" – хосписов), а позже как торгового (индустрия приёма) в гостиницах и квартирных бюро.

В  современную  эпоху  гостеприимство гостиниц или при аренде квартир посуточно не имеет правовой регламентации, и подход к нему часто существенно различается. Скажем, усельские  жители  радушно  примут  нежданного  гостя,  горожане  же  – только  званного  на  определенное  время.  Однако  в  целом  требование заботы  о  госте  прочно  удерживается  всеми  народами  как  одна  из ценнейших  традиций  повседневной  культуры. 

 

Говоря  о  причинах становления  феномена  гостеприимства,  американский  исследователь  Дж.Уокер  полагает,  что  "для  того,  чтобы  выжить  в  разомкнутом  мире,  он (человек ) должен  либо  уничтожить  их  (иноплеменников) всех,  либо  стать  "своим  среди  чужих",  то  есть  быть  допущенным  к временному  пребыванию  в  этом  пространстве  теми,  для  которых  оно является замкнутым, и даже получить их поддержку и помощь в обмен на гарантию  такого  же  отношения  к  себе,  когда  они  окажутся  на  вашей территории.  Это  и  есть  ничто  иное,  как  гостеприимство". 

Лингвист Бенвенист,  проследив  эволюцию  терминов,  относящихся  к гостеприимству  в  древних  обществах,  приходит  к  выводу,  что  в гостеприимстве  можно  выделить  два  основополагающих  компонента: обмен дарами и опасность, которую несет с собой гость. Таким образом, гостеприимство  призвано  решать  две  задачи:  сплочения  с  "чужим"  и защиты  от  "чужого".  Итак,  гостеприимство как  один  из  древнейших социальных институтов эволюционировал, пройдя путь от гостеприимства как философии взаимности  к  гостеприимству  как гостиничному сервису за вознаграждение.

Рассмотрев этимологию понятия гостеприимства аренды квартир и отелей,  сделав  краткий исторический  экскурс,  перейдем  к  воссозданию  архетипичной  структуры обрядов,  связанных  с  институтом  гостеприимства.  По  представлениям человека  традиционной  культуры  мир  делится  на  две  сферы:  "свое" и "чужое".  Поселение  человека  –  это  центр  мироздания,  известное, освоенное,  структурированное  пространство,  профанный  мир.  Поселение гостя в посуточных квартирах или номерах гостиниц  –  это  мир  "чужой",  неосвоенный,  неизвестный,  иной,  мир  другого измерения, а именно – сакральный мир.

"Сакральное не сакрально само по себе,  –  пишет  А.  ван  Геннеп,  –  но  может  оказаться  таковым  в определенных ситуациях. Человек, который  живет  в своем  доме, в своем клане,  живет  в  светском  мире  (профаном),  но  как  только  он отправляется  в  путешествие  и  оказывается  в  качестве  чужака  вблизи неизвестного  лагеря,  то  оказывается  уже  в  сфере  сакрального".  Так,  в традиционной  культуре,  гость  рассматривается  как  "лицо,  соединяющее сферы  "своего"  и  "чужого"  (дороги  и  дома  –  А.В.),  как  объект сакрализации  и  почитания,  представитель  "иного"  мира".  Всемирно известный  антрополог,  религиовед,  этнолог,  автор  12-томного  труда "Золотая  ветвь",  посвященного  изучению  первобытной  магии, религиозным  верованиям  и  обычаям  разных  народов,  Джеймс  Фрезер полагал  что,  "чужеземцы  для  большого  числа  народов  являются существами  сакральными,  наделенными  сверхъестественно  благотворной или  вредоносной  магически-религиозной  потенцией".

В  связи  с  этим чужаков  боялись  как  неких  существ,  наделенных  могуществом  и  силой, которые  легко  могут  навредить.  Поэтому  во  всех  культурах  стали складываться  определенные  ритуалы,  представлявшие  меры  магической защиты  от  возможных  чуждых  влияний,  и  обряды  по  приему иноплеменников,  превращающих  "чужого"  в  "гостя".  В  ритуале гостеприимства  к  гостю  относятся  как  к  сакральной  фигуре. Сакральностью  гостя  обусловлен  целый  ряд  деталей  гостеприимства, например,  не  принято  расспрашивать  путника  (кто,  куда,  зачем).  Гость вправе  рассказать,  но  может  так  и  уехать,  даже  не  назвавшись.  Ритуал гостеприимства организован  таким  образом, чтобы  полностью подчинить гостя своему сценарию, вне зависимости от того, кем именно он является.

Вспомним  русские  народные  сказки,  где  Иванушка  говорит  Бабе-Яге: "Сначала накорми, напои, в баньку своди, а уж потом и расспрашивай".  По мнению, Т.Б. Щепанской, статус гостя  (пришельца) "определяется соотношением двух стратегий:

во-первых, его адаптации – перехода  в  домашнюю  систему  социальной  регуляции,  на  положение "своего";  

во-вторых  –  стратегии  отторжения  –  изгнания,  физического насилия  или  просто  социальной  изоляции".


Стратегия  адаптации реализовывалась  через  практики  гостьбы  и  постоя,  воплощалась  в ритуалах встречи и гостеприимства. Стратегия отчуждения основана на сохранении  представлений о неполной  принадлежности  гостя  к человеческому  миру,  связи  с  потусторонними  (нечистая  сила,  покойные родственники)  или  небесными  (святые,  Бог)  силами.  В  соответствии  с данными  представлениями  можно  выделить  три  группы  статусных позиций,  в  основе  которых  понятия  гостьбы/постоя  (статусы  гостя  и постояльца),  магической  силы  (статусы  колдуна,  знахаря  и лешего/кикморы),  Бога  (нищий,  странник,  паломник,  старец-пророк, странствующий  святой).  В  работе  Т.Б.  Щепанской  "Культура  дороги  в русской  мифоритаульной  традиции XIX-XX вв."  представлено  описание всех групп, наше же внимание будет сосредоточено на первой.   

Обряды  встречи  и  гостеприимства  включали  в  себя ряд последовательных  действий,  порядок  осуществления  которых  строго соблюдался:  "остановка,  ожидание,  переход,  вход,  включение".  Система обязательных  ритуалов,  связанных  с  изменением  статуса  индивидуума, подробно  описана  в  работе  этнографа  Арнольда  Геннепа  "Обряды перехода"  (1909)  и  названа  обрядом  перехода. Полная  схема  такого обряда,  по  Геннепу,  состоит  из  трех  общих  стадий:  отделения, промежутка,  включения  (обряды  "прелиминарные",  "лиминарные", "постлиминарные").  Проследим  данную  последовательность  на  примере института гостеприимства.

Сложная обрядность гостеприимства имеет следующую структуру:

 1. прелиминарные  обряды  – отделение  гостя  от  прежнего  мира (отделение);
 
 2. лиминарные  обряды  –  гость  уже  не  принадлежит  своему пространству, но он  еще  и  не часть принимающего его  сообщества (переход, промежуток);
 
 3. постлиминарные  обряды  –  приобщение,  включение  иноземца  в новый  мир,  после  чего  он  должен  восприниматься  как  "свой" (включение);
 
 4. сублиминарные  обряды  –  вывод  гостя  из  "своего"  пространства  и проводы его обратно в "чужой" мир (исход).

Что такое гостеприимство в гостинице - Часть первая
Цель гостеприимства - Часть третья
04.01.2022

Последние события Все события

14.02.2022 статья   
Как снять квартиру в Новосибирске длител
В подавляющем большинстве случаев люди, делая важным при поиске квартиры ...

04.02.2022 статья   
Гостиница или квартира посуточно, что вы
Иногда возникает необходимост...

02.02.2022 новость   
Новые квартиры посуточно в Новосибирске
Дорогие жители и гости города Новосибирска, квартирное бюро обновляет жил...

31.01.2022 статья   
Особенности посуточных квартир в Новосиб
Мы уже говорили о том, чем с...

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...

11.01.2022 статья   
Национальные особенности гостеприимства
Универсальный и одновременно относительный, локальный характер феномена г...

11.01.2022 статья   
Ритуал гостеприимства или сценарий этике
Ритуал гостеприимства представляет своеобразный диалог, в ходе ко...

11.01.2022 статья   
Этикет гостеприимства
Арабский историк Салман пишет, что если гость появляется в шатре ...

11.01.2022 статья   
Ритуал угощения кофе
Ритуал угощения кофе предусматривал четыре стадии. ...

04.01.2022 статья   
Индустрия приёма - часть 2
По  мере  преображения античного мира под влиянием коло...

04.01.2022 статья   
Цель гостеприимства - часть 3
К прелиминарным обрядам, отделяющим гостя от внешнего мира, относ...

03.01.2022 статья   
Что такое гостеприимство в гостинице
Аренда квартир посуточно непременно связана с таким понятием, как...

26.12.2021 акция   
Дед Мороз и Снегурочка от квартирного бю
Дорогие друзья, вот практически и наступил долгожданный 2022 год и мы не ...

20.05.2021 статья   
Посуточная аренда квартир в Новосибирске
Снять квартиру на ночь - эта потребность возникает по разным причинам. Но...

09.05.2021 новость   
Поздравляем с Днем Победы
Уважаемые Новосибирцы! Примите самые теплые поздравления с праздником Поб...

01.05.2021 новость   
С Первым мая, праздником весны и труда
С приходом весенней поры пробуждается природа. Весна дарит особое состоян...