Индустрия приёма - часть 2
 

Индустрия приёма - часть 2

ГОСТЕПРИИМСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА


По  мере  преображения античного мира под влиянием колонизации, на фоне расцвета путешествий и торговли,  "добродетельная"  составляющая  гостеприимства постепенно отодвигалась на  второй  план,  все  более  явно  стали  появляться прагматические основания для гостеприимного отношения к чужестранцу, а именно – надежда встретить ответный радушный прием.

В Средние  века  гостеприимство приобрело  другую  функцию  – повинность нижестоящих определенное время содержать вышестоящих и их  гостей.  Например, на  Северном  Кавказе  феодально-зависимые крестьяне  кормили  и  обслуживали  челядь  гостя  своего  феодала,  а  сами феодалы  подолгу  гостили  у  вассалов.  Развитие  путешествий стимулировало  оформление  гостеприимства  как  социального  института, сначала как церковного (создание "странноприимных домов" – хосписов), а позже как торгового (индустрия приёма) в гостиницах и квартирных бюро.

В  современную  эпоху  гостеприимство гостиниц или при аренде квартир посуточно не имеет правовой регламентации, и подход к нему часто существенно различается. Скажем, усельские  жители  радушно  примут  нежданного  гостя,  горожане  же  – только  званного  на  определенное  время.  Однако  в  целом  требование заботы  о  госте  прочно  удерживается  всеми  народами  как  одна  из ценнейших  традиций  повседневной  культуры. 

 

Говоря  о  причинах становления  феномена  гостеприимства,  американский  исследователь  Дж.Уокер  полагает,  что  "для  того,  чтобы  выжить  в  разомкнутом  мире,  он (человек ) должен  либо  уничтожить  их  (иноплеменников) всех,  либо  стать  "своим  среди  чужих",  то  есть  быть  допущенным  к временному  пребыванию  в  этом  пространстве  теми,  для  которых  оно является замкнутым, и даже получить их поддержку и помощь в обмен на гарантию  такого  же  отношения  к  себе,  когда  они  окажутся  на  вашей территории.  Это  и  есть  ничто  иное,  как  гостеприимство". 

Лингвист Бенвенист,  проследив  эволюцию  терминов,  относящихся  к гостеприимству  в  древних  обществах,  приходит  к  выводу,  что  в гостеприимстве  можно  выделить  два  основополагающих  компонента: обмен дарами и опасность, которую несет с собой гость. Таким образом, гостеприимство  призвано  решать  две  задачи:  сплочения  с  "чужим"  и защиты  от  "чужого".  Итак,  гостеприимство как  один  из  древнейших социальных институтов эволюционировал, пройдя путь от гостеприимства как философии взаимности  к  гостеприимству  как гостиничному сервису за вознаграждение.

Рассмотрев этимологию понятия гостеприимства аренды квартир и отелей,  сделав  краткий исторический  экскурс,  перейдем  к  воссозданию  архетипичной  структуры обрядов,  связанных  с  институтом  гостеприимства.  По  представлениям человека  традиционной  культуры  мир  делится  на  две  сферы:  "свое" и "чужое".  Поселение  человека  –  это  центр  мироздания,  известное, освоенное,  структурированное  пространство,  профанный  мир.  Поселение гостя в посуточных квартирах или номерах гостиниц  –  это  мир  "чужой",  неосвоенный,  неизвестный,  иной,  мир  другого измерения, а именно – сакральный мир.

"Сакральное не сакрально само по себе,  –  пишет  А.  ван  Геннеп,  –  но  может  оказаться  таковым  в определенных ситуациях. Человек, который  живет  в своем  доме, в своем клане,  живет  в  светском  мире  (профаном),  но  как  только  он отправляется  в  путешествие  и  оказывается  в  качестве  чужака  вблизи неизвестного  лагеря,  то  оказывается  уже  в  сфере  сакрального".  Так,  в традиционной  культуре,  гость  рассматривается  как  "лицо,  соединяющее сферы  "своего"  и  "чужого"  (дороги  и  дома  –  А.В.),  как  объект сакрализации  и  почитания,  представитель  "иного"  мира".  Всемирно известный  антрополог,  религиовед,  этнолог,  автор  12-томного  труда "Золотая  ветвь",  посвященного  изучению  первобытной  магии, религиозным  верованиям  и  обычаям  разных  народов,  Джеймс  Фрезер полагал  что,  "чужеземцы  для  большого  числа  народов  являются существами  сакральными,  наделенными  сверхъестественно  благотворной или  вредоносной  магически-религиозной  потенцией".

В  связи  с  этим чужаков  боялись  как  неких  существ,  наделенных  могуществом  и  силой, которые  легко  могут  навредить.  Поэтому  во  всех  культурах  стали складываться  определенные  ритуалы,  представлявшие  меры  магической защиты  от  возможных  чуждых  влияний,  и  обряды  по  приему иноплеменников,  превращающих  "чужого"  в  "гостя".  В  ритуале гостеприимства  к  гостю  относятся  как  к  сакральной  фигуре. Сакральностью  гостя  обусловлен  целый  ряд  деталей  гостеприимства, например,  не  принято  расспрашивать  путника  (кто,  куда,  зачем).  Гость вправе  рассказать,  но  может  так  и  уехать,  даже  не  назвавшись.  Ритуал гостеприимства организован  таким  образом, чтобы  полностью подчинить гостя своему сценарию, вне зависимости от того, кем именно он является.

Вспомним  русские  народные  сказки,  где  Иванушка  говорит  Бабе-Яге: "Сначала накорми, напои, в баньку своди, а уж потом и расспрашивай".  По мнению, Т.Б. Щепанской, статус гостя  (пришельца) "определяется соотношением двух стратегий:

во-первых, его адаптации – перехода  в  домашнюю  систему  социальной  регуляции,  на  положение "своего";  

во-вторых  –  стратегии  отторжения  –  изгнания,  физического насилия  или  просто  социальной  изоляции".


Стратегия  адаптации реализовывалась  через  практики  гостьбы  и  постоя,  воплощалась  в ритуалах встречи и гостеприимства. Стратегия отчуждения основана на сохранении  представлений о неполной  принадлежности  гостя  к человеческому  миру,  связи  с  потусторонними  (нечистая  сила,  покойные родственники)  или  небесными  (святые,  Бог)  силами.  В  соответствии  с данными  представлениями  можно  выделить  три  группы  статусных позиций,  в  основе  которых  понятия  гостьбы/постоя  (статусы  гостя  и постояльца),  магической  силы  (статусы  колдуна,  знахаря  и лешего/кикморы),  Бога  (нищий,  странник,  паломник,  старец-пророк, странствующий  святой).  В  работе  Т.Б.  Щепанской  "Культура  дороги  в русской  мифоритаульной  традиции XIX-XX вв."  представлено  описание всех групп, наше же внимание будет сосредоточено на первой.   

Обряды  встречи  и  гостеприимства  включали  в  себя ряд последовательных  действий,  порядок  осуществления  которых  строго соблюдался:  "остановка,  ожидание,  переход,  вход,  включение".  Система обязательных  ритуалов,  связанных  с  изменением  статуса  индивидуума, подробно  описана  в  работе  этнографа  Арнольда  Геннепа  "Обряды перехода"  (1909)  и  названа  обрядом  перехода. Полная  схема  такого обряда,  по  Геннепу,  состоит  из  трех  общих  стадий:  отделения, промежутка,  включения  (обряды  "прелиминарные",  "лиминарные", "постлиминарные").  Проследим  данную  последовательность  на  примере института гостеприимства.

Сложная обрядность гостеприимства имеет следующую структуру:

 1. прелиминарные  обряды  – отделение  гостя  от  прежнего  мира (отделение);
 
 2. лиминарные  обряды  –  гость  уже  не  принадлежит  своему пространству, но он  еще  и  не часть принимающего его  сообщества (переход, промежуток);
 
 3. постлиминарные  обряды  –  приобщение,  включение  иноземца  в новый  мир,  после  чего  он  должен  восприниматься  как  "свой" (включение);
 
 4. сублиминарные  обряды  –  вывод  гостя  из  "своего"  пространства  и проводы его обратно в "чужой" мир (исход).

Что такое гостеприимство в гостинице - Часть первая
Цель гостеприимства - Часть третья
04.01.2022

Последние события Все события

28.06.2022 статья   
Квартира на сутки – альтернатива гостини
Краткосрочная аренда недвижимости, так же как остальные сегменты этого ...

21.06.2022 статья   
Нужна ли посуточная аренда квартир?
В последнее время появилось множество предложений по аренде квартир на к...

17.05.2022 статья   
Практичные предложения посуточных кварти
Выгодное предложение для посуточной аренды квартир. ...

02.05.2022 статья   
Подробнее про квартиры посуточно
Итак, появилась необходимость поехать в другой город или населенный пунк...

16.04.2022 статья   
Об отелях и квартирах на сутки
Сегодня рынок аренды достаточно насыщен. Среди предложений посуточной ар...

07.04.2022 статья   
Как правильно снять квартиру посуточно
Довольно часто людям приходится посещать другие города. Кто-то предпочит...

20.03.2022 статья   
Посуточная аренда квартир, как она есть
Сейчас на рынке недвижимости можно найти самые разнообразные варианты, к...

14.02.2022 статья   
Как снять квартиру в Новосибирске длител
В подавляющем большинстве случаев люди, делая важным при поиске квартиры ...

04.02.2022 статья   
Гостиница или квартира посуточно, что вы
Иногда возникает необходимост...

02.02.2022 новость   
Новые квартиры посуточно в Новосибирске
Дорогие жители и гости города Новосибирска, квартирное бюро обновляет жил...

31.01.2022 статья   
Особенности посуточных квартир в Новосиб
Мы уже говорили о том, чем с...

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...

11.01.2022 статья   
Национальные особенности гостеприимства
Универсальный и одновременно относительный, локальный характер феномена г...

11.01.2022 статья   
Ритуал гостеприимства или сценарий этике
Ритуал гостеприимства представляет своеобразный диалог, в ходе ко...

11.01.2022 статья   
Этикет гостеприимства
Арабский историк Салман пишет, что если гость появляется в шатре ...

11.01.2022 статья   
Ритуал угощения кофе
Ритуал угощения кофе предусматривал четыре стадии. ...