Цель гостеприимства - часть 3
 

Цель гостеприимства - часть 3

ГОСТЕПРИИМСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА


К прелиминарным обрядам, отделяющим гостя от внешнего мира, относятся те,  которые  сохранились  до  сегодняшнего  дня:  гость  должен снять  головной  убор,  верхнюю  одежду,  обувь,  умыться,  привести  себя  в порядок  и  т.д. 

Цель  –  адаптировать  гостя к  домашним  нормам  так, чтобы  он  утратил  качество  чуждости  и  больше  не  был  проводником чуждых сил. Омовения рук и лица при входе в жилище символизирует не только очищение от пыли дорог,  но и блокирование дорожных привычек тревоги  и отчуждения. Снимая дорожные  покровы,  гость  деконструирует тем  самым  дорожный  облик,  а  вместе  с  ним  и  статус  "чужого"  и конструирует себя в статусе "своего". Тело лишается дорожных покровов постепенно: во дворе остается повозка, у порога – обувь и посох, в сенях – верхняя  одежда  и  сумки.  Дольше  всего  на  теле  удерживаются  пояс и шапка, снятие которых обставлено особыми церемониями.
 
 Примечательно, что  особенное  внимание  в  ритуалах  прихода  уделяется  снятию  тех предметов  одежды  и  снаряжения  (обувь,  посох  и  сумка,  шапка  и  пояс), которые  несут  обережную  (охранительную)  функции.  Снятие  их обозначает  и  снятие  прежнего  социального  статуса,  а  вместе  с  ним  и дорожной настороженности – нужды в покрове-защите. Лиминарные  обряды  призваны  подготовить  обе  стороны  к дружественному  доверительному  общению.  Это  обряды  перехода  из "чужого"  в  "свой  мир"  –  мир  хозяев. Гость  в  ходе  лиминарного  обряда считался  уже  утратившим  связь  со  своим  пространством  и  становился нейтральным  объектом.  И  необходимо  было  начать  его  постепенное приобщение  к  "своему"  пространству.  Сюда  относятся:  торжественный вход,  вербальные  формулы  приветствия,  жесты  приветствия  (обмен рукопожатиями,  поцелуями,  подарками,  соприкосновение  носами).

 

Основной ритуал встречи происходил у  порога: "Честно величать, так на пороге  встречать".  У  порога  оставляли  обувь,  а  перед  дверью  в  избу  – дорожные  сумки.  Войдя  в  дом,  полагалось  остановиться  у  порога,  не переходя матицы без приглашения хозяев "Садись, так гость будешь". У порога  висел  умывальник,  где  вошедший  должен  был  смыть  дорожную пыль перед тем как подойти в чистое пространство к столу. Приглашение к столу означало готовность вошедшему предоставить статус гостя "В поле враг,  дома  гость:  садись  под  святые,  починай  ендову".  За  столом  самое почетное место – красный угол, под иконами. Приезжие клали к божнице узелок  с  землей,  привезенной  с  родины.  По  мнению  Щепанской,  это  не что  иное,  как  маркировка  места,  приобщение  к  месту  и  тем  самым  его освоение. Следующий пункт продвижения гостя в пространстве избы – это печь. Доступ к печи указывал на восприятие гостя как "своего" "Будь, что дома: полезай на печь". Лиминарные обряды в основе своей практически не претерпели изменений с древности.  

Постлиминарныеобряды  –  включение  чужаков  в  социум  – предполагали  ряд  различных  действий,  таких  как  совместная  трапеза, подношение  соли3,  распитие  напитков,  связывание  гостя  и  хозяина веревкой  или  поясом  и  даже  временное  усыновление  или  удочерение,  а также выполнение перед домашними божествами предписанных обрядов. Это  символически  означало,  что  пусть  и  на  непродолжительное  время гость  себя  идентифицирует  с  данным  сообществом.  Существенная  роль отводилась  совместной  трапезе  (еде  и  питью  –  от  воды  до  водки)  как важному медиатору церемонии встречи. Застолье трансформирует ездока в едока, человека дороги в члена домашнего коллектива, имеющего право на свою  долю  его  жизненных  ресурсов.  Застолье  при  встрече  гостей  могло быть  чисто  символическим "Чаю  выпьешь?"  или  весьма  длительным  и торжественным,  но  всегда  необыденным.  После  застолья  открывается возможность дальнейшего общения с гостем.  

Обратим  внимание  на  коммуникативные  стратегии,  которые демонстрировались  во  время  застолья.  Во-первых,  утверждение  власти хозяина  и  готовности  гостя  ее  принять.  Эта  установка  проявлялась  в обычае  потчевания,  то  есть  принудительного  кормления  гостя.  Отказ  от поданных  блюд  расценивался  как  неуважение  к  хозяевам.  Во-вторых, блокирование  агрессии:  "Просим  не  прогневаться!  Чем  бог  послал".  В-третьих,  совместная  трапеза  трактуется  как  средство  познания  гостя: "Друга  узнать  –  пуд  (куль)  соли  вместе  съевши".  С  другой  стороны, пришелец  через  еду  познает  новое  место  своего  жительства,  как  бы физически  приобщаясь  к  нему.  Трапеза  должна  была  служить  одной  из основ  налаживания  дружественных  контактов,  приязни  со  стороны сотрапезников.  Важно  было  не  только  не  вызвать  гнев  ни  у  одной  из сторон,  но  даже  и  не  раздражить  другого  сотрапезника.  

Таким  образом, перед  трапезой  гость  все  еще  пребывает  на  зыбкой  границе  "своего"  и "чужого" пространства, он подвергается своеобразному экзамену: кто он – друг, которого можно  впустить в  "свой" мир, или  он  пришел с  дурными помыслами,  чтобы  навредить  членам  данного  сообщества.  "Принимая участие  в  совместной  трапезе,  двое  людей  на  деле  дают  залог  доброго расположения  друг  к  другу;  один  гарантирует  другому,  что  не  будет злоумышлять против него; ведь совместная еда физически объединила их и  всякий  вред,  причиненный  сотрапезнику,  рикошетом  с  той  же  силой ударит по злоумышленнику".  

К  сублиминарным  обрядам  –  обрядам  исхода  (возвращения  или прощания)  относились  те,  при  которых,  во-первых,  гость  должен  был оставаться  "своим"  как  можно  дольше  (вплоть  до  пересечения определенных  границ  обитания  хозяев),  чтобы  он  не  желал  навредить принимающей  стороне,  а  во-вторых,  у  гостя  обязательно  должен сформироваться позитивный образ хозяев. Уходящий гость мыслился как своеобразный "проводник" магических сил хозяев, которые также должны были  "работать"  для  них  как  оберег.  Обрядовая  сторона  обязательно присутствовала при прощании с гостем. Так, проводились заключительные визиты,  еще  раз  происходил  обмен  подарками,  обязательна  была совместная трапеза, "посошок", а также различные пожелания и наказы, иногда  совершались  жертвоприношения.  

Гостя,  в  зависимости  от  его социального  положения,  провожали  некоторую  часть  пути.  У  южных славян  считалось,  что  при  несоблюдении  определенных  правил  ухода гостя у хозяина перестанут плодиться пчелы и водиться скот, так как гость уведет их за собой.  В частности, гость  после  еды  должен  помыть  руки  в доме, чтобы остатки еды не были вынесены из дома, а помыв руки, по той же причине гость должен стряхнуть капли воды в доме. Гость не должен сам выносить свои вещи – это может делать только хозяин.

Структура  ритуала  реализуется  посредством  различных символических языков (кодов), воплощающих сакральный смысл действа: акционального  (ряд  действий),  персонажного,  пространственного, временнóго,  предметного  (вещного),  вербального  (словесного), музыкального (звукового) и изобразительного. В ритуале встречи и приема гостей  наиболее  задействован  пространственный  код. 

Конструирование статуса гостя начиналось ещё в дороге, на подходе к дому приметы: "если у путника зябнет правая нога, значит, дома что-то неладно". Существовал целый комплекс примет, по которым можно было судить о приближении гостя  (из  печи  выскакивают  угольки;  со  стола  падает  ложка,  вилка,  нож; кошка  умывается).  

То  есть  в  дорожных  событиях  видится  дом,  а  в домашних – дорога, тем самым как бы разрушается символическая граница между домом и дорогой.  Обычаи  гостеприимства  призваны  восстановить  эту  границу  и  с помощью ритуальных действий превратить чужого в своего. Если ничего не  делать,  "дорога  может  разрушить  дом".  На  пути  к  символическому центру  жилья  (стол,  очаг)  "гость"  делает  ряд  ритуальных  остановок, сопровождающихся  символическими  действиями. У околицы деревни путник  приводит  себя  в  порядок:  отряхивает  дорожную  пыль, переодевается и раздает гостинцы детям, нищим и убогим.

У ворот двора встречают  гостей  хлебом-солью.  Основной  ритуал  встречи  происходил  у порога: "Честно величать, так на пороге встречать". Продвижение в доме соответствует продвижению в социальной структуре из положения чужака в позицию своего. На своем пути от околицы в дом пришелец преодолевал ряд символических рубежей, отмечая их ритуальными действиями, смысл которых  –  освоение  пространства  путем  его  маркирования:  в  значимых точках  гость размещал  привезенные с собой вещи-символы,  раздавал гостинцы.  

Превращение  "чужого" в "гостя" связано с ритуализованными формами обмена, включающими пиры, угощение, чествование. В ответ на подарки  гость  получал  витальные  ресурсы:  тепло  и  кров,  пища,  питье, баня.  К приезду гостей топили баню  и ставили самовар.  Встреча должна быть  теплой,  а  прием  горячим.  Про  негостеприимного  хозяина, неласковый прием говорили: "Пришел в гости, посидел у холодной печи". Хозяин стремится как можно лучше принять гостя (сажает во главе стола, прислуживает,  одаривает),  надеясь  путем  символического  договора  с высшими  силами,  представителем  которых  в  народных  представлениях является гость, обеспечить свое будущее.  

Со  временем  "произошла  существенная  историческая  эволюция,  в результате  которой  гостеприимство  трансформировалось и по своему содержанию и по форме. Создание приютов и гостиниц, развитие платного гостеприимства  изменили  саму  идею  гостеприимства незаинтересованного,  индивидуального".  Однако  структурная  канва обряда гостеприимства сохранилась до сегодняшних дней.

На  современном  этапе  развития  общества  социальный  институт гостеприимства  представляет  собой  "устойчивое  взаимодействие профессиональной  общности  сотрудников  предприятий  индустрии гостеприимства  (отелей,  ресторанов, квартирных бюро  и т. д.)  с  аморфной  и  гетерогенной общностью  гостей  с  целью  удовлетворения  материальных  и  духовных потребностей последней, путём оказания услуг (обслуживания)".  

Что такое гостеприимство в гостинице - Часть первая
Индустрия приёма - Часть вторая
04.01.2022

Последние события Все события

31.07.2024 статья   
Частные общежития в Чехии
Образование за границей привлекает студентов со всего мира, и Чехия ст...

26.01.2024 статья   
В каждую квартиру по современной кухни
Современная кухня – простор для воплощения самых удивительных дизай...

19.01.2024 презентация   
Квартиры для работы и отдыха, новая услу
Организация хорошего спального места и отдыха — задача квартирного ...

20.03.2023 статья   
Какие особенности вас ждут в казино Физз
Уникальные красочные слоты...

28.06.2022 статья   
Квартира на сутки – альтернатива гостини
Краткосрочная аренда недвижимости, так же как остальные сегменты этого ...

21.06.2022 статья   
Нужна ли посуточная аренда квартир?
В последнее время появилось множество предложений по аренде квартир на к...

17.05.2022 статья   
Практичные предложения посуточных кварти
Выгодное предложение для посуточной аренды квартир. ...

02.05.2022 статья   
Подробнее про квартиры посуточно
Итак, появилась необходимость поехать в другой город или населенный пунк...

16.04.2022 статья   
Об отелях и квартирах на сутки
Сегодня рынок аренды достаточно насыщен. Среди предложений посуточной ар...

07.04.2022 статья   
Как правильно снять квартиру посуточно
Довольно часто людям приходится посещать другие города. Кто-то предпочит...

20.03.2022 статья   
Посуточная аренда квартир, как она есть
Сейчас на рынке недвижимости можно найти самые разнообразные варианты, к...

14.02.2022 статья   
Как снять квартиру в Новосибирске длител
В подавляющем большинстве случаев люди, делая важным при поиске квартиры ...

04.02.2022 статья   
Гостиница или квартира посуточно, что вы
Иногда возникает необходимост...

02.02.2022 новость   
Новые квартиры посуточно в Новосибирске
Дорогие жители и гости города Новосибирска, квартирное бюро обновляет жил...

31.01.2022 статья   
Особенности посуточных квартир в Новосиб
Мы уже говорили о том, чем с...

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...