Ритуал гостеприимства или сценарий этикета
 

Ритуал гостеприимства или сценарий этикета

Национальные особенности гостеприимства


Ритуал гостеприимства представляет своеобразный диалог, в ходе которого и хозяин, и гость подчиняются определенному этикетному сценарию, который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достигнуть определенных целей: "хозяину – достойно принять гостя, заслужив тем самым милость Бога и почет, уважение окружающих, гостю – получить пищу, приют и поддержку.

Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязуется защищать его наравне с членами своего рода". Если говорить об отличительных чертах гостеприимства народов, развивающихся в рамках традиционных моделей, то это будут сакральные и религиозные составляющие гостеприимства. Как говорит А. Монтандон, гостеприимство обхватывает в это время все пространство между человеческим и божественным, профанным и сакральным, своим и чужим.

 

Сакральный и религиозный фон гостеприимства составляет так называемая теофания – мифологическое представление о том, что Бог в человеческом облике ходит по земле. Каждый знакомый и тем более незнакомый посетитель мог оказаться посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик. Русский фольклор наполнен рассказами о том, как Христос ходил по земле.

Мотив Бога-гостя, отмеченный в греческих иведийских текстах, восходит, по-видимому, христианство кобщеиндоевропейской эпохе. Впоследствии дало нравственно-религиозную санкцию архаическому институту. Гостем из иного мира представлялся и нищий. "В окно подать – Богу подать", "Просит убогий, а подаешь Богу", – говорят русские поговорки. Угощение нищего приобретало ритуализованный характер и сближалось с кормлением предков в поминальных обрядах.

По сути, кормление нищего – это кормление своих родственников, находящихся вдали от дома, как живых, так и умерших. Сознательно или неосознанно люди надеются на то, что к их близким проявят такое же милосердие, какое проявляют они сами. Сакральностью гостя обусловлен целый ряд деталей гостеприимства. Такова, например, безымянность гостя. Во многих традициях не принято спрашивать незнакомого путника о том, кто он и куда направляется, какова цель его приезда. Через определенный обычаем срок он сам может рассказать об этом, но может так и уехать, не назвавшись. Указанные черты традиционного гостеприимства широко прослеживаются не только у народов, развивающихся в рамках традиционного общества, но и в качестве остаточных традиций вряде индустриальных и
постиндустриальных обществ.

Они отмечаются в основных структурных элементах гостеприимства: встрече, застолье, предоставлении отдыха, дарах и проводах. Кроме того, национальные особенности гостеприимства прослеживаются и в самих объективированных (наблюдаемых) элементах той или иной культуры: в костюмах хозяев, интерьерах помещений, распорядке дня, предлагаемых блюдах, утвари, песнях, танцах, позах, мимике, жестах и т.д. Соблюдение законов гостеприимства считалось в традиционном обществе одной из наиболее важных обязанностей человека, более важной, чем даже обычай кровной мести.

Оно строго контролировалось обычным правом. Так, например, в Осетии за их нарушение сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. "Кто нарушает закон гостеприимства (ачеджика), тот считается совершившим кровосмешение (амахягя)", – указывает абхазская пословица. Гельмольд, наблюдавший нравы балтийских славян в XII в., писал: ".. в отношении гостеприимства нет другого народа, более достойного уважения, чем славяне; принимать гостей они, как по уговору, готовы, так что нет необходимости просить у кого-нибудь гостеприимства. Ибо все, что получают они от земледелия, рыбной ловли или охоты, все это они предлагают в изобилии, и того они считают самым достойным, кто наиболее расточителен….

Если же кто-нибудь, что случается весьма редко, будет замечен в том, что отказал чужеземцу в гостеприимстве, то дом его и достатки разрешается предать огню, и на это все единодушно соглашаются, считая, что кто не боится отказать гостю в хлебе, тот – бесчестный, презренный и заслуживающий общего посмешища человек". В XIX в. склонность к гостеприимству отличала бретонцев Франции. Путешественник А. Маэ де ля Бурдонэ отмечал в связи с этим следующее: "Гостеприимство – настолько естественно для бретонца, что стремление кого-нибудь избежать посещение его дома и застолья, вызывает смертельную обиду первого". По наблюдениям ученых, в основе гостеприимства у нивхов лежат прежде всего религиозные и социальные нормы.

 

Они считают обязанностью проявлять свое гостеприимство не только к проезжему, не только к действительно голодному, но и в таких случаях, где, с нашей точки зрения, в этом нет никакой надобности. "Сколько бы раз на день ни появлялся сосед у его очага, в какое бы время дня оно ни происходило, немедленно гостю предлагаются все яства, какие имеются у хозяина, уж не говоря о неизбежной пригоршне табаку для трубки….

Грех не угощать, не делиться съедобным. И причина ясна: "кормят" человека… боги и, главным образом, родовые боги, дающие [пищу – В.М.] не одному человеку, а целому роду, приносящему ему жертвы и с которыми он связан родовыми узами; поэтому есть, не делясь с присутствующим сородичем, и вообще не кормить его – "грех" и непосредственный риск лишиться благоволения богов-кормильцев".

Подобные требования были порождены самой жизнью, поскольку взаимопомощь помогала выжить им в суровых природных условиях. У многих скотоводческих народов не брали с собой запаса провизии, отправляясь в дальний путь: они знали, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь или верблюда. Предложение принять деньги за ночлег и пищу воспринималось (порою и сейчас воспринимается) как оскорбление.

В представлениях многих народов появление гостя сулит счастье. Поэтому для гостя предназначено лучшее из того, что есть в доме. На Северном Кавказе, а также в ряде других регионов, каждая семья имела специальное помещение для гостей (так наз. кунацкую.) Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром, и называлось это "пища того, кто придет". По представлениям абхазов, то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу. В честь гостя у них обязательно резали, в зависимости от достатка, домашнее животное или птицу.

Считалось, что гость может оскорбиться, если его накормить мясом, приготовленным накануне. У ряда народов существовал "обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота, которым хозяин владел в известном смысле номинально, гости – реально". С этим связано представление о том, что в любом хозяйстве есть "доля" гостя, которая принадлежит ему по праву.

У арабов гостеприимство – не только обязанность, но и святой долг, известный еще с доисламских времен и органично вошедший в ислам. Современные арабы говорят: "Гость от Аллаха". У бедуинов с незапамятных времен каждый путешественник имеет право войти в первый встретившийся шатер и рассчитывать на гостеприимство. Прежде всего, это слова приветствия, братский поцелуй или рукопожатие. Затем гостю подадут поесть, не спросив его имени и цели прихода. Человека, не оказавшего гостеприимство, презирают и осуждают как скупца, потому что: "Рука дающая лучше, чем рука берущая".

11.01.2022

Последние события Все события

28.06.2022 статья   
Квартира на сутки – альтернатива гостини
Краткосрочная аренда недвижимости, так же как остальные сегменты этого ...

21.06.2022 статья   
Нужна ли посуточная аренда квартир?
В последнее время появилось множество предложений по аренде квартир на к...

17.05.2022 статья   
Практичные предложения посуточных кварти
Выгодное предложение для посуточной аренды квартир. ...

02.05.2022 статья   
Подробнее про квартиры посуточно
Итак, появилась необходимость поехать в другой город или населенный пунк...

16.04.2022 статья   
Об отелях и квартирах на сутки
Сегодня рынок аренды достаточно насыщен. Среди предложений посуточной ар...

07.04.2022 статья   
Как правильно снять квартиру посуточно
Довольно часто людям приходится посещать другие города. Кто-то предпочит...

20.03.2022 статья   
Посуточная аренда квартир, как она есть
Сейчас на рынке недвижимости можно найти самые разнообразные варианты, к...

14.02.2022 статья   
Как снять квартиру в Новосибирске длител
В подавляющем большинстве случаев люди, делая важным при поиске квартиры ...

04.02.2022 статья   
Гостиница или квартира посуточно, что вы
Иногда возникает необходимост...

02.02.2022 новость   
Новые квартиры посуточно в Новосибирске
Дорогие жители и гости города Новосибирска, квартирное бюро обновляет жил...

31.01.2022 статья   
Особенности посуточных квартир в Новосиб
Мы уже говорили о том, чем с...

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...

11.01.2022 статья   
Национальные особенности гостеприимства
Универсальный и одновременно относительный, локальный характер феномена г...

11.01.2022 статья   
Ритуал гостеприимства или сценарий этике
Ритуал гостеприимства представляет своеобразный диалог, в ходе ко...

11.01.2022 статья   
Этикет гостеприимства
Арабский историк Салман пишет, что если гость появляется в шатре ...

11.01.2022 статья   
Ритуал угощения кофе
Ритуал угощения кофе предусматривал четыре стадии. ...