Ритуал гостеприимства или сценарий этикета
 

Ритуал гостеприимства или сценарий этикета

Национальные особенности гостеприимства


Ритуал гостеприимства представляет своеобразный диалог, в ходе которого и хозяин, и гость подчиняются определенному этикетному сценарию, который связывает, ограничивает их действия и в то же время позволяет достигнуть определенных целей: "хозяину – достойно принять гостя, заслужив тем самым милость Бога и почет, уважение окружающих, гостю – получить пищу, приют и поддержку.

Хозяин не только берет на себя заботу о госте, но и обязуется защищать его наравне с членами своего рода". Если говорить об отличительных чертах гостеприимства народов, развивающихся в рамках традиционных моделей, то это будут сакральные и религиозные составляющие гостеприимства. Как говорит А. Монтандон, гостеприимство обхватывает в это время все пространство между человеческим и божественным, профанным и сакральным, своим и чужим.

 

Сакральный и религиозный фон гостеприимства составляет так называемая теофания – мифологическое представление о том, что Бог в человеческом облике ходит по земле. Каждый знакомый и тем более незнакомый посетитель мог оказаться посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик. Русский фольклор наполнен рассказами о том, как Христос ходил по земле.

Мотив Бога-гостя, отмеченный в греческих иведийских текстах, восходит, по-видимому, христианство кобщеиндоевропейской эпохе. Впоследствии дало нравственно-религиозную санкцию архаическому институту. Гостем из иного мира представлялся и нищий. "В окно подать – Богу подать", "Просит убогий, а подаешь Богу", – говорят русские поговорки. Угощение нищего приобретало ритуализованный характер и сближалось с кормлением предков в поминальных обрядах.

По сути, кормление нищего – это кормление своих родственников, находящихся вдали от дома, как живых, так и умерших. Сознательно или неосознанно люди надеются на то, что к их близким проявят такое же милосердие, какое проявляют они сами. Сакральностью гостя обусловлен целый ряд деталей гостеприимства. Такова, например, безымянность гостя. Во многих традициях не принято спрашивать незнакомого путника о том, кто он и куда направляется, какова цель его приезда. Через определенный обычаем срок он сам может рассказать об этом, но может так и уехать, не назвавшись. Указанные черты традиционного гостеприимства широко прослеживаются не только у народов, развивающихся в рамках традиционного общества, но и в качестве остаточных традиций вряде индустриальных и
постиндустриальных обществ.

Они отмечаются в основных структурных элементах гостеприимства: встрече, застолье, предоставлении отдыха, дарах и проводах. Кроме того, национальные особенности гостеприимства прослеживаются и в самих объективированных (наблюдаемых) элементах той или иной культуры: в костюмах хозяев, интерьерах помещений, распорядке дня, предлагаемых блюдах, утвари, песнях, танцах, позах, мимике, жестах и т.д. Соблюдение законов гостеприимства считалось в традиционном обществе одной из наиболее важных обязанностей человека, более важной, чем даже обычай кровной мести.

Оно строго контролировалось обычным правом. Так, например, в Осетии за их нарушение сбрасывали со связанными руками и ногами в реку с высокого обрыва. "Кто нарушает закон гостеприимства (ачеджика), тот считается совершившим кровосмешение (амахягя)", – указывает абхазская пословица. Гельмольд, наблюдавший нравы балтийских славян в XII в., писал: ".. в отношении гостеприимства нет другого народа, более достойного уважения, чем славяне; принимать гостей они, как по уговору, готовы, так что нет необходимости просить у кого-нибудь гостеприимства. Ибо все, что получают они от земледелия, рыбной ловли или охоты, все это они предлагают в изобилии, и того они считают самым достойным, кто наиболее расточителен….

Если же кто-нибудь, что случается весьма редко, будет замечен в том, что отказал чужеземцу в гостеприимстве, то дом его и достатки разрешается предать огню, и на это все единодушно соглашаются, считая, что кто не боится отказать гостю в хлебе, тот – бесчестный, презренный и заслуживающий общего посмешища человек". В XIX в. склонность к гостеприимству отличала бретонцев Франции. Путешественник А. Маэ де ля Бурдонэ отмечал в связи с этим следующее: "Гостеприимство – настолько естественно для бретонца, что стремление кого-нибудь избежать посещение его дома и застолья, вызывает смертельную обиду первого". По наблюдениям ученых, в основе гостеприимства у нивхов лежат прежде всего религиозные и социальные нормы.

 

Они считают обязанностью проявлять свое гостеприимство не только к проезжему, не только к действительно голодному, но и в таких случаях, где, с нашей точки зрения, в этом нет никакой надобности. "Сколько бы раз на день ни появлялся сосед у его очага, в какое бы время дня оно ни происходило, немедленно гостю предлагаются все яства, какие имеются у хозяина, уж не говоря о неизбежной пригоршне табаку для трубки….

Грех не угощать, не делиться съедобным. И причина ясна: "кормят" человека… боги и, главным образом, родовые боги, дающие [пищу – В.М.] не одному человеку, а целому роду, приносящему ему жертвы и с которыми он связан родовыми узами; поэтому есть, не делясь с присутствующим сородичем, и вообще не кормить его – "грех" и непосредственный риск лишиться благоволения богов-кормильцев".

Подобные требования были порождены самой жизнью, поскольку взаимопомощь помогала выжить им в суровых природных условиях. У многих скотоводческих народов не брали с собой запаса провизии, отправляясь в дальний путь: они знали, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь или верблюда. Предложение принять деньги за ночлег и пищу воспринималось (порою и сейчас воспринимается) как оскорбление.

В представлениях многих народов появление гостя сулит счастье. Поэтому для гостя предназначено лучшее из того, что есть в доме. На Северном Кавказе, а также в ряде других регионов, каждая семья имела специальное помещение для гостей (так наз. кунацкую.) Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром, и называлось это "пища того, кто придет". По представлениям абхазов, то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу. В честь гостя у них обязательно резали, в зависимости от достатка, домашнее животное или птицу.

Считалось, что гость может оскорбиться, если его накормить мясом, приготовленным накануне. У ряда народов существовал "обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота, которым хозяин владел в известном смысле номинально, гости – реально". С этим связано представление о том, что в любом хозяйстве есть "доля" гостя, которая принадлежит ему по праву.

У арабов гостеприимство – не только обязанность, но и святой долг, известный еще с доисламских времен и органично вошедший в ислам. Современные арабы говорят: "Гость от Аллаха". У бедуинов с незапамятных времен каждый путешественник имеет право войти в первый встретившийся шатер и рассчитывать на гостеприимство. Прежде всего, это слова приветствия, братский поцелуй или рукопожатие. Затем гостю подадут поесть, не спросив его имени и цели прихода. Человека, не оказавшего гостеприимство, презирают и осуждают как скупца, потому что: "Рука дающая лучше, чем рука берущая".

11.01.2022

Последние события Все события

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...

11.01.2022 статья   
Национальные особенности гостеприимства
Универсальный и одновременно относительный, локальный характер феномена г...