
Ритуал угощения кофе
Национальные особенности гостеприимства
Ритуал угощения кофе предусматривал четыре стадии.
Первый стакан кофе - это "вводный стакан". Его пьет хозяин, показывая, что кофе хороший и не нанесет вреда.
Второй стакан кофе "стакан гостя" – это дань уважения.
Третий стакан кофе – "стакан наслаждения", который несет гостю радость и обозначает пожелание удачи.
Четвертый стакан кофе – "стакан сабли" символизирует готовность хозяина и гостя к взаимозащите в случае внезапного нападения на жилище хозяина.
Во многих традициях народов мира хозяину полагалось стоять в присутствии гостя, а порою и есть только после него или только ту пищу, которую ему передавал гость. Но это не освобождало гостя от отказа от хорошего кофе и он с радостью выбирал кофейню в Новосибирске и приглашал туда гостей.
Например, описывая обед у русского воеводы, переводчик антиохийского патриарха Павел Алеппский (XVII в.) отмечает, что хозяин сам подносил чарки с водкой, стоя на ногах, тогда как гости сидели, и что это было обычным у них. Важной составной частью праздничного гостевого стола и приема у русских до XIX в. был обычай целования хозяйки. "После того как был накрыт стол, – рассказывает Павел Алеппский, – воевода позвал свою жену…поставил ее посредине и просил нас подходить и целовать ее в уста святым пасхальным поцелуем… Муж ее настойчиво приглашал меня, но как я отказывался, то переводчики стали уговаривать меня подойти поцеловать ее, а то муж рассердится…".
У народов с развитой банной традицией баня также попадала в разряд важных элементов гостеприимства. У русских гостя часто приглашали попариться в бане с дороги, а уже затем ставили перед ним самовар и угощение. У турок посещение бани-хаммама предлагалось уже после застолья или перед дальней дорогой. Обязательным элементом приема гостя у многих народов выступал обмен подарками. Собственно говоря, гостеприимство и само является формой дарообмена, ведь хозяин может рассчитывать на то, что рано или поздно и он окажется в положении гостя.
Парадоксальность архаического дара, указывают А.К. Байбурин и А.Л. Топорков, заключается в том, что он не менее "выгоден" тому, кто делает подарок, чем тому, кто его принимает, ибо доказывает богатство и щедрость первого и ставит второго в зависимое положение. Щедрость, готовность отдать "последнюю рубашку" – не просто нравственный императив, но определенная социальная установка, обусловленная архаическим отношением к собственности. Архаический дар предполагает отдаривание. Как говорят пословицы: "Подарки любят отдарки", "Дар дара ждет", "Подарки принимать, так отдариваться".
В то же время взаимное дарение не имело характерасделки, поскольку действия дарителей обычно не совпадали друг с другом ни по времени, ни по ценности вещи. Только в эпоху цивилизации обмен оформляется, говоря словами исследователя первобытности М.О. Косвена, "в осознанную сторонами экономическую сделку, которая с развитием хозяйственного быта постепенно основывается на идее ценности и оценке обмениваемых предметов".
Примером архаического дара являются посольские дары. "Уже с древнейших времен московский князь и другие восточные правители считают, что им наносят обиду, если не присылают подарк – указывает А. Поссевино (XVI в.). – Но... тому, кто уезжает от них, они часто преподносят подарки еще большей ценности". Необычный для нас характер имело одаривание в допетровской Руси. По свидетельству С. Коллинса (XVII в.), "при рождении царевича подданные изъявляют радость свою, поднося царю подарки, которые он, однако же, опять возвращает; но если ему что-нибудь полюбится, то он платит настоящую цену".
С нашей точки зрения, возвращение подарка или попытка оплатить его рассматриваются как действия, оскорбительные для того, кто дарит. Между тем в прошлом не менее важен был сам акт перехода вещи из рук в руки, а не только конечный результат. В результате переходов вещь приобретала некое новое качество, становясь воплощением преданности подданного, с одной стороны, и царской милости – с другой. Изменение мировоззренческих установок людей современной цивилизации, доминирование светских, рациональных установок в значительной мере изменили понятие гостеприимства.
Оно стало более стандартным и утилитарным, в его основе лежит идея материальной выгоды. Особенно это заметно в современной индустрии гостиничного гостеприимства и посуточной аренды квартир. Единственными островками, где наряду с новыми цивилизационными, универсальными понятиями гостеприимства сохраняются остатки былых национальных традиций приема гостей, является область частного гостеприимства.
Однако и здесь доминируют общие установки Режим доступа. Если раньше человек всегда был готов принять гостя, сегодня друзья и даже родственники должны предупредить о визите, который редко ограничивается целым вечером. В США оговаривают, что гости принесут с собой. В современном гостеприимстве актуализируется главным образом коммуникативный аспект. "Можно гостя угостить только чашечкой кофе, – подчеркивает И. Остапович, – но принять его с душевной теплотой".
В большей мере национальный колорит сохраняется в странах, сохраняющих свои традиции как безусловную ценность. Поэтому современный гостиничный сервис и аренда квартир посуточно в Новосибирске активно включают в свою деятельность различные социокультурные практики работы с посетителями этического (этикетного) и психологического плана, которые создают видимость, иллюзию личностного контакта между работником гостиницы и посетителем. Важным аспектом такой работы является демонстрация дружелюбия, любезности, предупредительности, заботы, сердечности – всего того, что называется гостеприимством.
Однако основная масса предприятий гостеприимства исходит при этом из так называемых общеевропейских понятий о гостеприимстве, что в итоге дает общий стандартизированный образ гостеприимства в гостинице. На наш взгляд, дополнение общих норм и правил современного этикета элементами национального (этнического) гостеприимства позволит создавать более индивидуальные, нестандартные условия для посетителей, позволяющие видеть иные культурные "миры".
11.01.2022