История возникновения гостиниц за рубежом
 

История возникновения гостиниц за рубежом

ИСТОРИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

В этой статье мы познакомимся с понятием гостиниц за рубежом, узнаем как появились гостиницы и немного окунемся в культуру приема и гостеприимства.

Развитие отелей и гостиниц, квартирных бюро и хостелов всегда было тесно связано с развитием сферы путешествий. Уже с древности возникла необходимость регулирования их деятельности. Поездки в другие города, а в наше время добавилась мода на аренду квартир на сутки, могли быть связаны с торговлей, религиозными, культурно-познавательными, образовательными целями, необходимостью отдыха, лечения, участия в спортивных состязаний и празднествах, неизбежностью обеспечения нужд государственной власти и др. В Древнем мире были обширные торговые связи. Торговали между собой Финикия, Египет, Эбла, государства Междуречья. Китай имел обширные торговые связи с Японией, Индией.

 

В Средиземноморском регионе проходили торговые пути, связывавшие греческие города- государства и государства Передней Азии. Торговля была одной из важнейших статей дохода для жителей Аравийского полуострова. Греческие историки(например, Фукидид) упоминают, что до греков вокруг Сицилии уже были поселения финикийцев. Экспансия финикийцев, в основном, носила торговый характер. Главными их конкурентами в Средиземноморье были минойские критяне, а затем микенские греки. Важным торговым центром Древнего мира было Междуречье рек Евфрат и Тигр. Уже в III тыс. до н.э. у шумеров наибольшее значение имели города Урук и Киш. Первые попытки регулирования деятельности таких заведений, как постоялые дворы и питейные дома, были предприняты в Вавилоне.

В законах царя Хаммурапи упоминается об ответственности содержателей питейных домов: они были обязаны сообщать властям о подозрительных собраниях с целью заговора; им предписывалась ответственность за недолив при отпуске пива и вина или разбавлении его водой. За несоблюдение этих правил провинившиеся приговаривались к утоплению. В Древней Персии Ахеменидского периода (ок.558-330 гг. до н.э.) уже существовала развитая сеть дорог.

Цари часто благоустраивали уже существующие древние караванные пути или строили новые дороги. Каждые десять стадий (это около двух километров) на такой царской дороге ставились каменные столбы-указатели, на которых указывались расстояние и направление. Царские гонцы на каждой станции могли поменять лошадей. Дороги охранялись военными гарнизонами. Чтобы воспользоваться возможностями, которые предлагала царская дорога, нужно было иметь специальный документ с печатью "элам". Наличие такого документа позволяло получить продовольствие на придорожных станциях.

Важным поводом совершить путешествие было желание избавиться от болезни. С этой целью посещали местности, известные целебными водами, грязями. Целебные воды упоминаются в Библии, например, Силоамская купель и священное озеро Бетседа вблизи Иерусалима. Гомер упоминает целебные горячие источники Скамандры рядом с Троей. В древней Японии были распространены поездки в долину источников Юбатакэ. Старейший оздоровительный курорт Японии находится на севере острова Хонсю. Вразных странах древних путешественников привлекали прекрасные архитектурные сооружения.

Самые выдающиеся из них поражали воображение людей грандиозностью и великолепием (храм Артемиды в Эфесе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Колосс Родосский, египетские пирамиды и др.).

Как появились гостиницы?

 

Начиная с 2000 г. до н.э на острове Крит шло бурное развитие торговли и мореходства. В XVII-XV вв. до н.э. цари Кносса добились главенства на острове, они занимались активным строительством дорог, связывающих Кносс сдругими городами, строили "заезжие дома"."Южнее царской резиденции Кносского дворца находилась гостиница (караван-сарай)…

Стены гостиниц были украшены фресками, на которых были изображены пейзажные сцены с куропатками и удодами… в этом Эванс видел "отель" для приезжающих в Кносс знатных чужеземных гостей". В богатых домах или по современному отелях, для гостей предусматривалось наличие гостевых комнат (ксенона) или отдельного гостевого дома. Развитие торговых отношений между полисами привело к формированию самобытного обычая – права чужестранца на гостеприимство в гостинице (xenia). Обычно такой союз носил наследственный характер, заключали его между собой граждане различных общин для обеспечения взаимного приема и покровительства. Из союза частных лиц xenia развился институт Проксении. "Согласно обычаю Проксен (греч. друг гостя) официально предоставлял интересы другого полиса и его граждан у себя на родине, а также предоставлял им кров и защиту". Тех, же, кто не имел возможности остановиться у знакомых, ждали постоялые дворы.

В греческих городах-государствах существовали частные постоялые дворы (катагогии), например, при одном из самых посещаемых мест в Древней Греции –Святилище Асклепия. Существовали также государственные постоялые дворы (пандокеи) – "место, которое принимает всех пришельцев". Строились они в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях, вдоль больших дорог, в большинстве городов и портах. Содержал заведение пандокевтр. "Заезжие дворы в городе скорее всего были более компактными, чем сельские, так же как и позже, в римские времена. Если в комнате было холодно, путешественник мог попросить жаровню с древесным углем. Туалетов не было, были только ночные горшки. В городском заезжем дворе еду путешественнику готовил или его слуга, или кухонный персонал. В сельском постоялом дворе гость платил хозяину отдельно за каждую услугу: постель, напитки, еду.

Цены за полное содержание в гостинице были скорее исключением, которое встречалось только в регионах, где было так много продуктов питания, что практически их давали даром". До нашего времени дошли лишь руины этих заведений, поэтому, чтобы окунуться в атмосферу этих заведений, мы можем обратиться к произведениям литературы, живописи, мемуарным источникам. В комедии "Лягушки" Аристофан описывает встречу Геракла с богом Дионисом, который собирается спуститься в Аид. Описывая Аид, Аристофан изображал знакомые ему сцены из повседневной жизни греков. Дионис спрашивает у Геракла совета, где лучше остановиться, поесть и отдохнуть:

Все перечисли булочные, гавани, Ручьи, колодцы, перекрестки, тропочки, мосты, местечки, бардачки, гостиницы – там, где клопов поменьше.

В гостинице хозяин мог предложить путнику вино домашнее или привозное (Фалернское, Кипрское и т.п.), сыр из козьего молока, фиги, горох, бобы, баранину, козлятину, рыбу и т.п. Однако питание было не лучшего качества, поэтому путешественники предпочитали закупать провизию на рынке. В портовых городах развивалась и портовая инфраструктура, обеспечивающая удобство для приезжих: таверны, портовые гостиницы и отели.
14.01.2022

Последние события Все события

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...

11.01.2022 статья   
Национальные особенности гостеприимства
Универсальный и одновременно относительный, локальный характер феномена г...