Роль гостиниц в мировой культуре
 

Роль гостиниц в мировой культуре

ИСТОРИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА


В прошлой статье мы рассмотрели историю возникновения гостиниц за рубежом, теперь рассмотрим их роль в мировой культуре. Греческий философ Ксенофонт в труде "О доходах" обосновывал необходимость строить рядом с пристанями гостиницы для судохозяев, а также гостиницы в городе для торговцев, так как это может принести городу большие доходы. Если была необходимость поправить здоровье, греки ехали в святилище Асклепия; если хотели узнать значение тех или иных событий – в храм Апполона в Дельфах к оракулу. Уже в V в. до н.э. храмы и святилища обладали собственными постоялыми дворами с помещениями для проживания и трапезы. .

 

Рассматривая роль гостиниц и предприятий гостеприимства в проведении спортивных массовых мероприятий, нельзя обойти традиционные всегреческие игры. Агональный (соревновательный) дух греческой культуры нашел свое воплощение в участии греков в спортивных состязаниях: Немейских, Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Олимпийские игры были посвящены Зевсу, Пифийские – Аполлону, Истмийские – Посейдону. История Олимпийских игр восходит к 776 г. до н.э. Проводились они один раз в четыре года. Для участия в Олимпийских играх стекалось множество людей со всех уголков Средиземноморья. Для такого количества людей в Олимпии организовывалось проживание, питание и обслуживание в банях.

Реконструкция
Леонидайон. Реконструкция. Олимпия п-ов Пелопонесс (Греция). Леонидайон. Современный вид.

В Древнем Риме потребность в наличии развитой системы предприятий гостеприимства была связана с размерами Римской империи. Большие инфраструктуры для путников (чиновников, торговцев, военных, путешественников). Соответствующие заведения гостеприимства расстояния требовали наличия соответствующей размещались вдоль дорог, у городских стен, рядом с пристанью или рынком. В литературе принято проводить резкую черту между городскими заведениями гостеприимства (попины и каупоны)и сельскими гостиницами. Сельские гостиницы были респектабельными заведениями, где мог остановиться путешественник. Городские таверны и особенно попины подвергались в литературе постоянным нападкам как места, где процветало пьянство, драки, было шумно и разносились зловонные запахи от приготовления пищи. Попины – разновидность трактира, харчевни.

Обычная клиентура таких заведений – низшие классы римского общества и рабы. В попинах можно было пообщаться и поучаствовать в веселье. Это подтверждают и археологические находки в городе Помпеи. Найденные руины попин в Помпеях показывают нам, что на переднем плане был барный прилавок и встроенный сосуд для вина, в конце прилавка находилась небольшая печь. Археологи нашли в печи блюдо для печенья и стол, сервированный закусками. Такие находки, как золотые и серебряные монеты, стаканчик с игральными костями, найденные на верхнем этаже Попина, показывают, что в Попинах процветали азартные игры. О специфической репутации попина говорит такой факт: если кто-либо получал повестку явиться в суд в попине или борделе, он мог заявить, что повестка была вручена в неподходящем месте и отказаться явиться.

Посетители таких заведений автоматически причислялись к девиантным слоям римского общества. Известно, что и представители высших сословий (например, Марк Антоний) и даже римские императоры (например, Нерон) посещали Попины, за что им досталось от своих политических оппонентов. Так, Цицерон, чтобы показать ничтожность образа жизни Марка Антония, в качестве аргумента приводил в своих "Филлипиках" сведения о том, что тот прожигал жизнь в Попинах и борделях Рима. А Ювенал осуждал Нерона за то, что он был завсегдатаем каупон и попин. Каупона – так назывались гостиницы более низкого класса, которые обычно находились в городах и на больших дорогах. При каупоне обычно был трактир, где путешественник мог поесть, но питание было рассчитано на непритязательных клиентов. Хозяйка каупоны – каупо, хозяин – копо, управляющий инсистор – раб или вольноотпущенник. Завсегдатаями каупон были низы римского общества.

Деятельность каупон регулировалась римским правом: "клиент заезжего двора или пассажир судна, у которого похитили багаж, имел право предъявить иск хозяину постоялого двора или шкиперу судна". Поэтому для клиентов хозяин заведения мог вывесить упреждающее объявление о том, что "не принимает на свою ответственность золото, серебро и жемчуг". По месту расположения каупона могла находиться в районе продуктового рынка или форума. Хоспития – это заведение гостеприимства более высокого класса, чем каупона. Первоначально хоспитием назывались арендованные комнаты в частных домах. Стабула (лат. Stabulum – конюшня) – римское предприятие гостеприимства; от каупоны отличалась тем, что в обязательном порядке имела комнаты для путешественников и места для вьючных животных. Здесь останавливались путешественники с собственным транспортом, поэтому они "гостиницы" были оборудованы наклонным пандусом для телег.

Что такое Термополий?

Термополий (лат. Thermopolium) –это харчевня, лавка, где подавали горячую пищу и подогретое вино, а также напитки на вынос. До нашего времени в хорошем состоянии дошел термополий Асселины в Помпеях. Для посетителей при входе в заведение был устроен прилавок наподобие современной барной стойки, встроенные в прилавок глиняные кувшины наполнялись вином.

Термополий
Ветуция Плацида в Помпеях. Термополий

Что такое Таверна?

 

Таверна (лат.Taberna) – предприятие гостеприимства, где в основном подавали питание и напитки. В них можно было не только поесть, но и взять еду на дом. На одной из сохранившихся фресок в Помпеях изображена сценка в таверне, на ней изображена веселая компания, играющая в кости. При тавернах часто предлагали комнаты для ночлега. Хозяин таверны назывался Табернарий. Находились таверны вокруг амфитеатра, рынка, в порту и т.п. В одной комнате, открытой на улицу, была лавка, в другом помещении можно было перекусить простой пищей и выпить вина. Обслуживали в таких заведениях допоздна, пока клиенты играли в азартные игры.

Таверна
Сценка в таверне.

Специфическая репутация содержателей таверн была связана с частым обманом клиентов: "часто разбавляли вино водой больше, чем требовал гость (хотя вино, как правило, всегда разбавлялось водой), и этот обман считался настолько обычным в практике любого кабатчика, что в поздней латыни глагол cauponare (от caupo, copo – трактирщик, харчевник, хозяин гостиницы) получил значение "фальсифицировать", "подделывать". Вот такое мелкое плутовство – сильно разбавить вино, обсчитать, взять больше, чем следует, может быть, спрятать краденое – и создало этим людям прочную репутацию мошенников". В низкоразрядных заведения вместо вина предлагали поску (смесь винного уксуса с водой). В гостинице, где заночевал один из героев Апулея, "кроватишка была коротенькая, хромая на одну ногу и гнилая"; тюфяки, по словам Плиния, набивались камышом и соломой, и в них было раздолье блохам и клопам.

В стихотворной дуэли с поэтом Флором император Адриан в шутку описывает его жизнь:

Не хочу я Флором быть,
Век скитаться по харчевням,
Круглым кровь давать клопам.

До нашего времени сохранились надписи, красноречиво показывающие уровень обслуживания. Мы узнаем, что не каждый хозяин гостиницы заботился об удобстве своих гостей, о чистоте и гигиене помещений. Так одни клиенты оставили жалобу на стене комнаты:

Мы помочились в постель.
Виноваты мы, ладно, хозяин.
Но почему ж ты нам не дал ночного горшка?

Чтобы постояльцы вели себя подобающим образом, хозяин вывешивал правила поведения:

Ноги пускай раб Омоет и насухо вытрет.
Ложе салфеткой прикрой.
Наши платки береги.

По надписям мы можем узнать контингент постояльцев. Например, сохранились надписи подобно этой:

"Валерий Венуст. Рядовой Преторианской когорты Руфа".

Для любителей ссор хозяин мог вывесить табличку:

Будь приветливым здесь
И досадные брось перебранки,
Если ты можешь.
А нет – Так восвояси ступай.

Или: "Вас тут уже нет – скандальте на улице".

Еда была часто плохого качества, поэтому постояльцы привозили с собой еду и даже посуду. Путешествуя, римский поэт Гораций вынужден был остановиться на постоялом дворе, о чем написал впоследствии, что от несвежей и мутной воды, "повздорив с желудком", предпочел лечь спать не поужинав. Впоследствии в "Сатирах" он описал атмосферу, царившую в подобных заведениях. Поскольку содержатели отелей, гостиниц и таверн имели недобрую репутацию и невысокий социальный статус, часто этой деятельностью занимаются приезжие – выходцы с Востока, отпущенники. На социальной лестнице общество их ставит наравне с ворами, сводниками, игроками, часто их обвиняют в колдовстве.

Так, хозяйка гостиницы, где остановился Сократ (один из героев Апулея "Метаморфозы, или Золотой осел"), колдунья. Да и в правах они ограничены: "Законодательством запрещено зачислять в лучшие войсковые части человека, который содержал гостиницу или харчевню; ребенка, прижитого от харчевницы или ее дочери, нельзя внести в число законных детей: и та и другая относятся к женщинам "низким и презренным".

Объясняется это тем, что в гостиницах и харчевнях была распространена проституция. В стихотворении Вергилия "Трактирщица" хозяйка заманивает клиента в свое заведение, предлагая ему еду, вино и свои ласки:

 

С греческой митрой на лбу Сириска – трактирщица, – выпив,
Перед таверной своей дымной пускается в пляс;
Кроталов звонкий тростник ударяя мерно о локоть,
В танце распутном она стан изгибает легко.

Вергилий не случайно дает героине своего стихотворения имя Сириска. "Имя Трактирщицы буквально значит "сирияночка", строго говоря, это не имя, а кличка. Такого рода прозвища носили рабы и гетеры. Стало быть, имя указывает на чрезвычайно низкий социальный статус героини. По всей вероятности, она вольноотпущенница нестрогих нравов, зазывающая сомнительных гостей в сомнительное заведение". С введением регулярного почтового сообщения, т.е. государственной почты в Риме, во время правления императора Августа возникли придорожные предприятия гостеприимства при почтовых станциях.

Вдоль дорог в стратегически важных промежутках находились устроенные заезжие дворы, которые назывались мансио и стацио. Между мансио и стацио размещались постоялые дворы меньшего значения или мутацио (места перемены упряжки), в которых можно было удовлетворить наиболее насущные потребности путника, что-то съесть, переночевать, заменить ездовых или вьючных собак. Среди средств размещения следует назвать также доходные дома – инсулы (латинск. Insulae – остров, т.е. отдельно стоящий дом).

Это были многоэтажные дома для сдачи квартир внаем бедным. Они управлялись рабом или вольноотпущенником, который и взимал арендную плату. Инсулы были не слишком комфортными для проживания. Во многих съемных квартирах не было кухни с очагом, поэтому их жильцы были потенциальными клиентами таверн, винарий, попинов. Спекуляциями на рынке арендного жилья не гнушались и богатые люди. Например, Марк Лициний Красс, один из виднейших политических деятелей Рима и один из самых богатых людей Рима, владел такими домами в Риме и в провинциях.

Таким образом, в Древнем мире сложилась развитая инфраструктура сферы путешествий (постоялые дворы, таверны, питейные дома), которая обеспечивала путешествующих всем необходимым. В период упадка Римской империи большинство гостиниц, отелей и предприятий гостеприимства перестали существовать, и только на исходе раннего средневековья начинается их восстановление в рамках формирования средневековой системы гостеприимства. "Появление большого количества купцов, паломников, просто путешествующих на дорогах средневековой Европы, способствовало дальнейшему развитию культуры гостеприимства".

Нередко в городе было несколько гильдий, куда входили "купцы, путешествующие в одно место или с одинаковым товаром… Самым значительным объединением такого рода в средневековой Европе была знаменитая Ганза – торгово- политическое объединение Северо-Европейских стран". Купеческие союзы имели свои конторы, складские помещения, церкви, средства размещения в разных странах от Великого Новгорода до Лондона, например, резиденция Ганзейского союза в Лондоне Steelyard. Гостиные дворы были в Венеции (Немецкий двор), в Мессине (Генуэзский двор).

Средневековая Европа – это эпоха расцвета "божьих странничеств", связанных схристианством. Возникает особая категория путешественников, чья цель путешествий не была связана с делами торговли и государственными нуждами, – пилигримы. Организацией приёма и размещения паломников занималась церковь. Паломники могли получить приют в монастырях в специальных странноприимных домах – госпициях

14.01.2022

Последние события Все события

15.01.2022 статья   
Особый тип гостиниц - разбор отелей
В этой статье мы разберём особ...

14.01.2022 статья   
История возникновения гостиниц за рубежо
В этой статье мы познакомимс...

14.01.2022 статья   
Роль гостиниц в мировой культуре
В прошлой статье мы рассмотрели историю ...

11.01.2022 статья   
Национальные особенности гостеприимства
Универсальный и одновременно относительный, локальный характер феномена г...