Особый тип гостиниц - разбор отелей
ИСТОРИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
В этой статье мы разберём особые типы зарубежных гостиниц, вы узнаете, как зараждались и развивались предприятия гостеприимства в странах Дальнего Востока и США. Как появились кофейни и рестораны. Откроете для себя особенность их различия.
Развитие путешествий на Востоке повлияло на формирование и функционирование особого типа гостиничных предприятий – Караван-сараи или ханны (арабск.). Их широкое распространение приходится на IX- XVIII вв. и было связано с развитием транзитной караванной торговли, ростом городов, развитием паломничества к исламским святыням и т.п. Под влиянием ислама сложилась практика, когда в караван-сарае путник мог получить кров и пищу в течениетрех суток, затем неимущий мог получить пару обуви и должен был покинуть заведение или начать платить.
Караван-сараи
Развивались предприятия гостеприимства и в странах Дальнего Востока. В Японии большинство постоялых дворовнаходились при почтовых станциях и обслуживали нужды чиновников, разъезжавших по стране, например, для сбора налогов или доставки важных донесений и по поручению императора. Гостиницы отражали жесткую иерархию японского общества. Для каждого сословия существовал свой тип гостиниц. Например,гостиницы, которые предоставляли свои услуги крупным феодалам "Даймё", высокопоставленнымлицам, назывались "хондзин".Вассалы, сопровождавшие господина, могли разместиться в гостинице ниже рангом "вакихондзин".
Гравюра Андо Хиросигэ из серии "53 станции Токайдо". Хондзин на станцииSeki.
Простые путешественники могли получить приют в таких заведениях, как "китин ядо" (гостиница за дрова), где постояльцы готовили сами себе еду, или в "Хатаго", где кормили дважды в день. Для паломников при буддийских монастырях существовали специальные дома "Сюкубу", они предоставляли очень простые условия для размещения, а питание было вегетарианским. Само понятие "отель" формируется в Европе в эпоху Нового времени. Первоначально понятие "hotel" употреблялось в значении "городской особняк" или "многоквартирный дом со сдачей квартир внаём".
В XVIII веке слово отель применяется в значении гостиница. Во Франции одним из известных отелей был отель "Морис". Его владелец Шарль-Августин Морис держал гостиницы в Кале и Париже, специализировавшиеся на приёме высокопоставленных клиентов. На рубеже XVI-XVII веков в Европу привозят кофе, и новый напиток приводит к появлению нового типа предприятия гостеприимства – кoфейни. (Также читайте: Ритуал угощения кофе - традиции гостепримства).
В Париже первое заведение открыл армянин Хатарюн, известный под именем Паскаль. Среди новых типов заведений гостеприимства следует также назвать рестораны. Первые рестораны появились в Париже. Особенность этих заведений была в том, что в отличие от постоялых дворов это были заведения, где подавали только пищу без услуг ночлега. В XVIII в. развитию гостиничного дела в Англии способствовало введение королевской почты указом Парламента от 1784 года. С появлением королевской почты перевозки по стране стали регулярными. Почтовая карета по дороге делала остановки у придорожных заведений, которые стали постепенно именоваться почтовыми станциями.
Таким образом, возникают почтовые гостиницы. В первой половине XIX века происходит открытие Лазурного берега. Английские путешественники обосновываются в Каннах, строят виллы. Уже к 1870 г. в Каннах было 450 вилл и 45 отелей. Потребность высокопоставленных и знатных путешественников в роскоши и комфорте привела к появлению отелей класса люкс. Эти отели использовали последние достижения техники: лифт, канализацию, электричество и др. В XIX веке появляются гостиницы с высоким уровнем комфорта, например, "Гранд отель Швайцерхоф" в г. Интерлакене (Швейцария).
Усложнение технического оснащения гостиниц, необходимость высококлассного обслуживания привели к необходимости подготовки высококвалифицированного персонала, и появляются первые гостиничные школы в Швейцарии. Первая школа была открыта Ж. Шуми в Лозанне в 1883 г. Особая роль в развитии индустрии гостеприимства принадлежит США. В отличие от Европы, где существовали традиции размещения у родственников и знакомых, в Америке, куда ежегодно прибывало множество имигрантов, эта практика не прижилась. "Американские гостиницы колониального периода были расположены в основном в портовых городах и были построены по европейским образцам". Первый постоялый двор в английских колониях в Америке был открыт в 1607 г. В 1642 г. голландская компания DutchEastIndia открыла таверну StadtHaus. Особенность американских предприятий гостеприимства заключалась в том, что там не было ограничений в обслуживании по социальному признаку.
Таверна StadtHaus в Нью-Амстердаме
Таверна StadtHaus стала настоящим центром общественной жизни Нью-Амстердама (современный Нью-Йорк). Она стала общественным местом для публичных собраний, хотя и была построена как таверна. Управляющий Питер Стейвисон превратил ее в место для собраний колонистов, но сохранил обслуживание алкоголем. Примеру Стейвисона последовали и другие владельцы предприятий гостеприимства. Не менее известной была и Таверна Лавлейса, которая играла большую роль в политической и общественной жизни Нью-Амстердама и принадлежала губернатору К.Ф. Лавлейсу3. (перевод автора). В дальнейшем в СШАшло освоение территорий, а значит – расширение географии предприятий индустрии гостеприимства.
Освоение огромных территорий Дикого Запада сопровождалось строительством железных дорог. Появляется новый тип гостиниц при железнодорожных станциях. Период с 1830-1850 г. в США – это период гостиничного бума. Американские отели активно внедряли последние технические новшества (лифт – 1859, электричество – 1881, центральное отопление – 1946 и др.), при этом акцент был сделан на создании комфорта и доступности широким слоям населения. В начале ХХ века появляется новый тип отелей – отели для деловых путешественников. Идея такого отеля принадлежала Элсворту М. Статлеру. Открытие в 1908 г. BuffaloStatler ознаменовало появление нового типа отеля для бизнесменов, где за умеренную плату предлагали качественный сервис и комфорт.
Отель Statler. США
Период 1910-1920-х гг. в США характеризуется общим спадом в индустрии гостеприимства. Это было связано с влиянием I Мировой войны и последующим снижением темпов гостиничного строительства. Первая мировая война 1914-1918 гг. прервала развитие гостиничной индустрии в Европе, а неблагоприятная социально-политическая и геополитическая обстановка препятствовала развитию программ международного туризма. Возрождение гостиничной индустрии в Европе началось сразу же после войны и было связано с ростом туристских поездок. Туризм становится более массовым и ориентированным на средний класс. На географию туризма сильно влияла нестабильная политическая ситуация в Европе.
Отдых перестаёт быть привилегией высших кругов общества, появляется спрос на экономичное размещение, связанный с улучшением социального положения трудящихся. Например, во Франции в 1936 г. были введены оплачиваемые отпуска. Очередной подъем индустрии гостеприимства в США пришелся на 1920-е гг. Бурное развитие гостиничной индустрии, изменение концепции управления отельным бизнесом, растущая потребность в профессионалах привели к тому, что в 1922 г. в США открывается первая школа гостиничного менеджмента в Корнельском университете (Штат Нью- Йорк). Финансовую поддержку этому проекту оказал Элсворт Статлер. В 1920-ые г. на рынок выходят ставшие известными гостиничные компании. Начинает свой бизнес Конрад Хилтон, Дж.У.Мариотт. Развитие автомобильного транспорта спровоцировало появление новых типов предприятий гостеприимства – мотеля и придорожных закусочных.
Бум в гостиничной индустрии закончился вместе с экономическим кризисом 1929 года, наступила Великая Депрессия, ознаменовавшаяся спадом в экономике США. Большинство отелей оказались на грани разорения, обанкротившиеся предприятия скупались за бесценок, реконструировались под офисы и иные цели, перепродавались. Удар был настолько силен, что даже позднее инвесторы боялись вкладывать средства в гостиничную индустрию. Вторая мировая война 1939-1945 гг. парализовала туризм и нанесла сильный ущерб европейскому гостиничному хозяйству. Многие предприятия были перепрофилированы для нужд войны. Например, "во Франции, считавшейся ведущей страной в области гостиничного строительства, было разрушено 20% номеров, на восстановление которых понадобилось 10 млрд. франков". Вторая мировая война оказала также сильное влияние на развитие индустрии гостеприимства в США.
Множество людей в связи с военными действиями оказались перед необходимостью передвижений по стране. Резко возрастает потребность в гостиничных номерах, загрузка отелей могла доходить до 100%. После Второй Мировой войны американские гостиничные компании начинают выходить за пределы американского континента. В немалой мере этому способствовал и "План Маршалла", суть которого в оказании финансово-экономической помощи Европе при соблюдении американских экономических и политических интересов. Развитие авиации также оказало сильное влияние на развитие гостиничной индустрии. Так, американская компания PanAmericanAirwais в 1946 г. создает дочернее предприятие Inter-ContinentalHotelsCorporation.
В основном европейский гостиничный бизнес впервые послевоенные годы был ориентирован на американских туристов, поэтому в гостиничном сервисе стали задавать тон американские стандарты обслуживания. Но даже в условиях послевоенной разрухи в Европе возникали необычные предложения для желающих путешествовать европейцев. Так, на европейском рынке появилась концепция непритязательного и дешёвого отеля на колесах ротеля – многоместного спального прицепа к автобусу, а впоследствии появилась модель интегрированного ротеля.
Ротель. Rotel. Электронный ресурс
1950-1960-ые годы. Это время массового строительства гостиниц, мотелей. В 1960-ые годы шло строительство курортов в Альпах и туристское освоение островов Тихого и Индийского океанов. 1970-1980-ые годы. Многие европейские гостиничные компании включаются в игорный бизнес, сектор общепита (например, занимаются кейтерингом). Стремительное развитие авиасообщения способствует появлению новых типов гостиниц – гостиниц при аэропортах. К концу 1970-х годов в гостиничной сфере Западной Европы отчетливо стала проявляться тенденция совмещений гостиниц с торговыми, концертными или выставочными залами. В определённой степени развитию гостиничной индустрии встранах Европы способствовало и проведение массовых спортивных мероприятий.
Менялось и понимание роли ресторанных услуг в гостинице. В этот период гостиницы перестают быть ориентированными только на обслуживание питанием клиентов отеля и начинают ориентироваться также на обслуживание горожан, проживающих и работающих рядом с гостиницей. Период 1960-1980-ых гг. называют "Золотой эрой" гостиничной индустрии. Это была эпоха масштабного строительства гостиниц и их высокой загрузки. Среди основных причин можно назвать демографический взрыв после второй Мировой войны, развитие туризма в качестве одной из ведущих отраслей экономики в западных странах и политику этих стран в социальной сфере. Современный туризм невозможен без развитой сферы гостеприимства.
Сегодня гостиницы, отели, квартирное бюро, хостелы и гостиничное хозяйство в целом является одной из высокодоходных отраслей, которую по эффективности инвестиционных вложений можно сравнить нефтедобывающей и перерабатывающими отраслями экономико - хозяйственного комплекса.
15.01.2022